26 августа, в день отдания праздника Преображения Господня, в Никольском мужском монастыре совершили память святителя Тихона Задонского (+1783) и его второе обретение мощей (1991).
«Тихон Задонский, святитель, которого очень крепко почитал наш народ, особенно поколение уже ушедшее. Но мне посчастливилось застать этих людей. Когда я только начал ходить в церковь, одно из первых имен, которое я услышал, был святитель Тихон Задонский. Тем более, что на нашем иконостасе есть его образ. На левом клиросе.
Его книги читали. Его изречения переписывали. Потому что этот святитель не просто почитаем был за его чудеса, помощь, осязаемую помощь, но и за то, что он писал книги. Писал, переводил. Этот человек был очень хорошо образован. Он был преподавателем семинарии, потом стал епископом. Из очень бедной семьи, настолько бедной, что его юность и детство прошли просто в страшном голоде.
И, благодаря прирожденной одаренности и любви к науке, он из простого деревенского паренька в очень сложное время сумел сделать карьеру, как бы мы сейчас сказали, стал епископом, святителем, весьма уважаемым человеком. Народ его любил за его книги.
Но мне в его облике дорога, может быть, не удивительная одаренность или слава, почет или святость… А как это ни странно покажется – его немощь человеческая. Из жития его, в котором очень подробные воспоминания оставили современники, известно, что у Тихона периодически были приступы какой-то беспричинной тоски. Мы бы назвали сейчас депрессией. Доходило до того, что он просто катался по земле, насколько ему было тяжело и плохо. Сейчас мы о физиологии человека знаем больше и о психологии, и о других механизмах, глубинных, мы знаем гораздо больше, чем в 18–19 веках. Поэтому нам известно, что это как-то связано иногда с наследственностью или с химией тела, или другими какими-то вещами.
Но святитель Тихон, умеющий утешать словом, поддерживать людей, вместе с тем периодически впадал в эти ямы депрессии и отчаяния. Периодически его как будто бы накрывала волна и по несколько дней, а то бывало неделями, он не мог никак выйти из этой тоски. Но не оставлял молитву. Он не оставлял надежду. Потому что этот человек был большого очень духа. Когда мы говорим о святых людях, нам представляются какие-то скульптуры застывшие, супергерои святые, которым подвластна стихия, люди, которые не знают немощи, очень цельного такого духа. Но если мы внимательно читаем их биографии, мы должны заметить, что они тоже страдали немощами, они совершали ошибки, но их достоинство заключалось в том, КАК они к этому относились. Мы должны задать вопрос: «Почему Господь у такого хорошего человека не забрал эту болезнь? Почему такой замечательный священник, которого так любили люди, который столько пользы приносил, столько времени и сил тратил на сопротивление своей болезни?». Мы не знаем, это суды Божии. Апостол Павел о себе говорит во втором послании коринфянам о том, что у него тоже есть пакостник плоти: «Дадеся ми пакостник плоти, да мне пакости деет. Трикраты молих Господа, да отступит от меня, но Господь сказам мне: “Достоит с тебя силы моей. Потому что сила моя в немощи совершается”». «Сила моя в немощи совершается» – эта фраза, которую сам святитель Тихон тоже повторял.
Нам не известно, чем страдал апостол Павел. Есть разные версии. Может быть, слепотой, потому что он говорит о болезни глаз, например, в послании галатам. Может быть, другими какими-то вещами. Есть версии о том, что он страдал тоже каким-то нервным заболеванием. Мы не знаем точно. Но апостол Павел тоже сражался с этой болезнью, которую назвал пакостником плоти. И у каждого из нас есть эти плевелы пакостника плоти.
«Стимулюс карни» – как это звучит на древнем языке. А «стимулюс» – слово, которым означали прутик, которым погоняли скотину. Стимулы такие – наши болезни, которые, может быть, не дают нам расслабиться. Мы не знаем, мы не знаем, почему Господь оставляет у на эти все немощи и болезни. Может быть, благодаря этим ужасам и страхам, мы еще живы. Благодаря тому, что мы как-то сопротивляемся, учимся мужеству.
Но, друзья мои, если такие хорошие люди болели и страдали, – «ну и нам не грех». И мы знаем, что, когда обнаруживаются в житиях святых эти знаки, эти истории о немощи, эти люди еще ближе к нам. Потому что они понимают, как это тяжело – быть человеком. Как это сложно – сопротивляться немощам. Как это тяжело, бороться с бессонницей. Как это тяжело, бороться с отчаянием. С неуверенностью в себе. С тем, что кажется, что ты предельно одинок и тебя абсолютно никто не понимает. Эти люди прекрасно все это знают. Они пережили это, выплакали, может быть, выкричали. У меня перед глазами святой человек, который молитвой своей мог исцелять людей, сам катался по земле от приступа дикого совершенно отчаяния и ужаса, его настигавшего.
Поэтому, друзья мои, святые ближе к нам, чем нам кажется. И они нас призывают мужественно относиться к тем вещам, которые мы не можем исправить, но сопротивляться им мы можем, правильно относиться к ним мы можем научиться. В первую очередь, от тех людей, которые опытным путем показали плод спасения. Потому что в борьбе со своими страхами и ужасами эти люди становились мудрее, обретали мудрость и милосердие, и снисходительность к другим людям. Аминь!»
Архимандрит Савва (Мажуко)
Проповедь 26 августа 2018 года