Исповедь (таинство Покаяния) в нашей обители совершается ежедневно во время утреннего богослужения: с понедельника по субботу – в 7.00, в воскресенье – в 6.30 и 9.00.

В период Великого поста исповедь совершается по средам, пятницам и субботам в 7.00, по воскресеньям – в 6.30 и 9.00.

Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.

О таинстве Покаяния

В таинстве покаяния христианину подается очищение от грехов, совершенных после крещения. Кающийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви, в лице ее представителя — епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью.

Всякий грех есть отказ от Божественного света. Для того, чтобы увидеть свое зло, надо видеть свет или красоту Божией правды, которая воссияла более всего в лице Господа Иисуса Христа, в Его Евангелии, а также в святых людях. Поэтому надлежит каяться перед лицом Господа, Которому Отец Небесный отдал весь суд на земле. Суд же состоит в том, что Господь есть свет, а отвергающий этот свет сам в себе несет наказание, уходя во тьму.

Всякий грех есть грех против любви, так как Сам Бог есть любовь. Нарушая закон любви, всякий грех ведет к разъединению с Богом и людьми, и, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому согрешающий отпадает от Церкви и должен каяться перед нею. В древности грешник каялся перед всем церковным собранием; теперь же священник один принимает исповедь от лица Господа и Церкви.

Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не допускает человека принимать дар Божественной благодати, т.е. лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, требуется постоянное внимание к себе, борьба с дурными помыслами и горькое сожаление о частых оплошностях. Это и есть постоянное покаяние. Чтобы вдыхать благодать, надо постоянно выдыхать перегар греха. Постоянно проверяющий себя и хотя бы на вечерней молитве вспоминающий свой прошедший день, успешнее кается и во время исповеди. Кто же пренебрегает ежедневной гигиеной души, легко впадает в большие грехи, иногда их даже не замечая. Покаяние, предшествующее исповеди, требует, во-первых, осознание своих грехов; во-вторых, горькое сожаление о них и, наконец, решимость исправиться.

Хорошо кающийся находит и причины греховных поступков. Например, он поймет, что неумение переносить и прощать обиды, даже самые ничтожные, объясняются гордостью, с которой и будет бороться.

Борьба с грехом должна необходимо выражаться в раскрытии своей души перед Богом и другими людьми, так как корень греха есть самолюбивое самозамыкание человека. Исповедь и есть, прежде всего, этот выход из болезненной субъективности; она требует и самопожертвования (своим самолюбием), без которого нет настоящей любви. Кроме того, рассказ о грехе, нередко сопровождаемый жгучим стыдом, помогает отсечению греха от здорового ядра личности. Иная болезнь неизлечима без лезвия хирурга или прижигания. Исповеданный грех становится чуждым человеку, а скрытый производит нагноение всей души. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избежать наказания, сколько, чтобы излечиться от грехов, т. е. избавиться от их повторения. Принимая кающегося, священник обращается к нему: “Будь внимателен, ты пришел во врачебницу, не уйди отсюда невыздоровевшим”.

Грех разлагает нашу личность, а вернуть ее целость, т. е. исцелить, может только Божественная любовь. Мы и приходим за нею в Церковь, где Сам Христос исцеляет нас Своею любовью. И как не разгореться в сердце кающегося благодатной любви, когда Господь говорит ему: “И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши” (Иоан. 8:11), или, что тоже самое, когда иерей произносит слова разрешительной молитвы? Власть разрешать грехи Господь дал Своей Церкви, сказав Апостолам: “Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Матф. 18:18).

Подготовкой к исповеди служит, во-первых, духовная жизнь человека, с постоянным упражнением совести, о чем было сказано выше; и, затем, особые средства, как-то: уединение для размышления о своих грехах, молитва, пост, чтение Священного Писания и духовных книг.

Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Надо сперва помянуть наиболее досаждающие грехи (страсти, пороки), с ними и бороться надо в первую очередь, а также грехи против любви (осуждение, злоба, вражда). Если такие грехи имеются, они должны быть предметом постоянного покаяния и борьбы, так как Бог есть любовь. По этой же причине перед исповедью надо примириться со всеми, прощая и прося прощения. Господь сказал: “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф. 6:15).

Все, что говорится на исповеди, священник хранит как безусловную тайну. Как духовно-лечебное средство священник может наложить на кающегося епитимью, например, назначить ему особые духовные упражнения, или временно не допустить до святого Причащения.

(Составлено по книге епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского) Православный катехизис).

Пример исповеди

Приводим примерный образец исповеди, которым можно руководствоваться для того, чтобы лучше разобраться в себе во время подготовки к таинству Покаяния. Однако этот образец – всего лишь ориентир, помогающий построить личную  исповедь, в которой будут названы те грехи, которые имели место именно в вашей жизни.

«Приношу Тебе, милостивый Господи, тяжелый груз моих бесчисленных согрешений, которыми я грешил перед Тобой, начиная с моей ранней юности и до сегодняшнего дня.

Я согрешил перед Тобой, Господи, неблагодарностью Тебе за Твои милости, забвением Твоих заповедей и равнодушием к Тебе. Согрешил маловерием, сомнением в вопросах веры и вольнодумством. Согрешил суеверием, безразличием к истине и интересом к неправославным вероучениям. Согрешил хульными и скверными мыслями, подозрительностью и мнительностью. Согрешил привязанностью к деньгам и к предметам роскоши, страстными увлечениями, ревностью и завистью. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил услаждением греховными мыслями, жаждой удовольствий, духовной расслабленностью. Согрешил мечтательностью, тщеславием и ложным стыдом. Согрешил гордостью, презрением к людям и самонадеянностью. Согрешил унынием, мирской печалью, отчаянием и ропотом. Согрешил раздражительностью, злопамятностью и злорадством. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил пустословием, ненужным смехом и насмешками. Согрешил разговором в храме, напрасным употреблением имени Божия и осуждением ближних. Согрешил резкостью в словах, сварливостью, язвительными замечаниями. Согрешил придирчивостью, оскорблением ближних и преувеличением своих способностей. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил неприличными шутками, рассказами и греховными разговорами. Согрешил ропотом, нарушением своих обещаний и ложью. Согрешил употреблением бранных слов, оскорблением ближних и проклятиями. Согрешил распространением порочащих слухов, клеветой и доносами. Согрешил ленью, напрасной тратой времени и непосещением богослужений. Согрешил частыми опозданиями на богослужения, небрежной и рассеянной молитвой и отсутствием духовного горения. Согрешил пренебрежением нуждами своей семьи, пренебрежением к воспитанию своих детей и неисполнением своих обязанностей. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил чревоугодием, объедением и нарушением постов. Согрешил курением, злоупотреблением спиртными напитками и употреблением возбудительных средств. Согрешил чрезмерной заботой о своей наружности, смотрением с вожделением и похотью, смотрением непристойных картин и фотографий. Согрешил слушанием буйной музыки, слушанием греховных разговоров и неприличных рассказов. Согрешил соблазнительным поведением, рукоблудием, блудом и нарушением супружеской верности. Согрешил одобрением аборта или участием в нем. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил любовью к деньгам, увлечением азартными играми. Согрешил увлечением своей карьерой и успехами, своекорыстием и расточительностью. Согрешил отказом в помощи нуждающимся, жадностью и скупостью. Согрешил жестокостью, черствостью, сухостью и отсутствием любви. Согрешил обманом, кражей и взяточничеством. Согрешил посещением гадалок, призыванием злых духов и исполнением суеверных обычаев. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил вспышками гнева, злобой и грубым обращением с ближними. Согрешил непримиримостью, местью, наглостью и дерзостью. Согрешил непослушанием, упрямством, лицемерием. Согрешил небрежным обращением со священными предметами, святотатством, кощунством. Прости и помилуй меня, Господи.

Еще согрешил в словах, в мыслях, в поступках и всеми моими чувствами, иногда невольно, а чаще всего сознательно по своему упорству и греховному обычаю. Прости и помилуй меня Господи. Некоторые грехи я вспоминаю, но большинство из них по моему нерадению и духовной невнимательности я совершенно забыл.

Я искренне раскаиваюсь во всех моих сознательных и неведомых грехах, и имею решимость делать все возможное, чтобы их не повторять. Прости и помилуй меня, Господи».

Тем, кто желает глубоко и основательно подготовиться к таинству исповеди, рекомендуем прочесть книгу архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди».

Причащение – таинственное, непостижимое умом, глубочайшее и самое тесное из всех возможных для человека соединение с Богом через вкушение величайшей святыни – евхаристических Даров, истинных Тела и Крови Господа Иисуса Христа, подаваемых под видом Хлеба и Вина. Приступать к этому святейшему Таинству нужно регулярно, никак не реже четырех раз в год. К нему должно тщательно подготовиться, чтобы Причащение было не в суд и не в осуждение.

Готовясь к Причащению непременно необходимо примириться со всеми, с кем имели конфликт или ссору. Причащаться во вражде – тяжкий грех.

Причащение Святых Христовых Таинств происходит во время Божественной Литургии (вскоре после всенародного пения молитвы «Отче наш»). Литургия в нашей обители совершается ежедневно: с понедельника по субботу в 7.00, в воскресенье – в 6.30 и в 9.00. В период Великого поста литургия совершается по средам, пятницам и субботам в 7.00, по воскресеньям – в 6.30 и 9.00 (см. Расписание богослужений).

Подготовка к Причащению

  • Накануне дня Причащения необходимо присутствовать на вечернем богослужении.
  • Перед Таинством Причащения необходимо соблюдать пост и телесный (три дня воздерживаться от пищи животного происхождения), и духовный (читать Святое Евангелие, духовную литературу, воздерживаться от развлечений).
  • Перед Причастием необходимо прочитать молитвенное правило, содержащееся в молитвословах («Последование ко Святому Причащению»).
  • Таинству Причащения обязательно должно предшествовать Таинство Исповеди (см. Исповедь). Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.
  • На причастнике обязательно должен быть нательный крест.
  • Причащаться нужно натощак (после 00.00 ничего не вкушать и не пить). Это правило не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.
  • Курящие в день Причастия должны воздерживаться от курения.
  • К святой Чаше следует подходить с благоговением и осознанием своего недостоинства. Руки на груди нужно сложить крестообразно –  правую поверх левой. Подходя к Чаше и отходя он Нее не следует креститья, чтобы нечаянно не толкнуть Святыню. Подойдя к Чаше нужно назвать своё полное имя, данное при крещении, осторожно принять Святые Дары. Причастившись, нужно поцеловать край Чаши (внизу) и отойти к запивке.
  • После Причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от соблазнов, грехов и страстей.

 

О таинстве Евхаристии

Евхаристия есть по преимуществу таинство Церкви.

В собрании верующих, по молитве всей Церкви, епископ или священник благословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, которые силою Святого Духа становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа и предназначаются для последующего причащения верующих в прощение их грехов, для вечной жизни и соединения их с Господом и между собою в единое тело Церкви. Освящение святых Даров и Причащение являются единым таинством Евхаристии.

Господь пролил Свою кровь и принес Себя в жертву по любви к роду человеческому, и потому Тело и Кровь Его таят в себе всю силу этой жертвенной, объединяющей любви. Перед Своими страданиями Господь молился о единстве всех в любви: “Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы” (Иоан. 17:11).

Человеческая природа Господа принесена однажды в жертву Богу на Голгофе, но через участие в установленном Им Самим таинстве Евхаристии, верующим дана возможность вновь и вновь приобщаться спасительной силе этой великой жертвы и одержать полную победу над грехом, дьяволом и смертью, так как Господь Своею жертвенною любовью победил всякое зло. Победа Господа запечатлена Его светлым Воскресением. Верующие причащаются прославленному Телу и Крови Господа и потому святые Дары именуются пищею бессмертия. В них залог и нашего воскресения.

В святых Дарах заключена также вся чудотворная сила Самого Спасителя, в частности сила целительная. Церковь хранит свидетельства о бесчисленных исцелениях по святом Причащении; но главное чудо, которое совершается над участниками святых Тайн, — это исцеление и даже воскрешение уязвленной и умерщвленной грехом человеческой души.

Но для того чтобы причащение было спасительным, надо уподобляться Господу, участвуя в Его подвиге. Надо умереть со Христом, чтобы с Ним ожить. Это значит, что надо, прежде всего, умереть для греховной жизни, для своей обособленности и эгоизма, и вместе с тем сострадать Христу и сердцем пережить Его искупительный подвиг, постоянно исполняя Его заповеди о любви к Богу превыше всего, и к нашим ближним. Апостол Павел пишет: “Умоляю вас, братие, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего” (Рим. 12:1). Подобно таинству крещения Евхаристия есть таинство смерти и возрождения.

Наименование таинства “Евхаристия” означает благодарение. Под словом “благодарение” здесь разумеется радостное сознание всемогущества Божественной правды и любви, вера в конечное торжество добра, уже предрешенное победой Господа, и хвала Богу за все дарованное Им. К истинному благодарению способно только благородное, очищенное сердце, ибо, по слову Господню, только “чистые сердцем увидят Бога” (Матф. 5:8). Но литургия и ведет человека к очищению для духовного созерцания славы Божией, которая открылась людям всего более в Боговоплощении и во всем жертвенном служении Богочеловека, что, в особенности, вспоминается в продолжение всей литургии.

Люди, духовно прозревшие и увидевшие безмерную красоту Божественного о нас промышления, готовы и самую жизнь свою свободно отдать как жертву благодарения, и ничто так не объединяет, как эта общая, бескорыстная радость о Господе.

(Составлено по книге епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского) Православный катехизис).

 

Смотрите также:

Церковный документ «Об участии верных в евхаристии»

Другие материалы о таинстве Причащения

Таинство Крещения есть священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение в воду, с призванием имени Пресвятой Троицы – Отца, и Сына, и Святого Духа, омывается от всех грехов, рождается духовно и становится членом Церкви. В нашей обители Таинство Крещения совершается по субботам и воскресеньям в 9.00. Таинство проходит в надвратном храме, освящённом в честь преподобного Дионисия Радонежского.

Многодневные посты (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) не являются препятствием к совершению Таинства Крещения.

Родные родители и восприемники (крёстные родители) детей, а также взрослые люди, желающие принять крещение, должны пройти собеседование. Собеседования проходят в надвратном храме преподобного Дионисия по четвергам в 19.00 и по воскресеньям в 15.00.

 

О Таинстве Крещения

Таинство Крещения установил Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись в Иордане. Потом, после Своего воскресения, Он повелел апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28:19). Крещение необходимо каждому, кто хочет спастись. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», – сказал Господь (Иоан. 3:5). С апостольских времен вошло в обычай крестить не только взрослых, но и их детей, с условием, что родители и восприемники потом позаботятся о христианском воспитании крещеных детей. Так как крещение есть духовное рождение, а рождается человек однажды, то и Таинство Крещения над человеком совершается один раз в жизни.

Правила для восприемников:

  • Крестные родители должны быть православного вероисповедания, совершеннолетними.
  • Восприемниками у одного ребёнка не могут быть муж и жена.
  • Во время Таинства крещения восприемники вступают с семьей крестника и между собой в духовное родство, которое исключает в последующем возможность брака между крестной матерью и крестным отцом, между крестными родителями и их крестниками, между восприемниками и родными родителями крестников.
  • Восприемники должны знать наизусть Символ веры и начальные молитвы.
  • Накануне Крещения восприемникам необходимо пройти собеседование, исповедаться и причаститься (это нужно для того, чтобы приступить к Таинству Крещения с чистой совестью перед Богом).
  • Во время присутствия в храме крестные должны иметь надлежащий внешний вид (мужчины – не в шортах, женщины – в юбке или платье ниже колена, с покрытой головой) и иметь нательный крест.
  • При крещении у младенца может быть два восприемника (крестный отец и крестная мать), а может быть и только один  (у мальчика – крестный отец, у девочки – крестная мать).

В день совершения Таинства при себе нужно иметь:

  • свидетельство о рождении младенца;
  • паспорта крестных;
  • заполненный бланк о прохождении таинства исповеди, выданный на собеседовании;
  • нательный крест для младенца;
  • полотенце.

О восприемниках

Жизнь каждого христианина как члена Церкви начинается с Таинства Крещения. Крещение – это врата, дверь, через которую мы входим в пространство спасения. Каждый из нас либо в сознательном возрасте, либо же еще во младенчестве прошел через живоносную купель. И вот теперь, когда мы выросли и у нас появились собственные дети, мы тоже приносим их в церковь для совершения над ними крещения. Как правило, младенцев приносят в храм не родители, а восприемники. Но часто приходится наблюдать, что люди совершенно безответственно подходят к выбору крестных родителей для своего малыша: выбирают их не из соображений церковной пользы, а из чисто житейских понятий.

Что же такое восприемничество, и какова его функция в Церкви? Восприемники появились в Церкви из практики крещения взрослых, и затем уже их стали брать для крещения детей. Человек, желающий присоединиться к Церкви, должен был прийти к епископу или священнику через посредство какого-либо члена Церкви, который поручался за него. Главная роль поручителя, то есть восприемника, заключалась в руководстве жизнью готовящегося ко крещению. Он должен был научить своего крестника основам православной веры и благочестия.

При крещении детей функции восприемника претерпели изменения. Теперь их роль не оканчивалась крещением, а начиналась с восприятия ребенка из купели. Они свидетельствовали церкви, что дети, воспринятые ими, будут воспитаны в христианской вере. Между ребенком и восприемниками возникает особое отношение – отношение духовного родства.

Итак, крестные родители поручаются перед Церковью о воспринятых крестниках. Церковь возлагает на них обязанность воспитания детей в духе православной веры. Чтобы ручательство восприемников было действительным, необходимо, чтобы они соответствовали определенным требованиям. Понятно, что крестные родители могут быть лишь лица, принадлежащие к Церкви, причем не просто формально принадлежащие, не те, кто посещает храм всего несколько раз в году – на Пасху, Рождество и т. п., – а регулярно исповедующиеся и причащающиеся. Подлинная христианская вера немыслима без регулярной молитвы и общения со Христом в Таинстве Причащения Его Тела и Крови. Не имеющие такой веры что могут передать своим крестникам?

Восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают на себя.

От крестных родителей требуется знание основных истин православной веры. Не должны быть восприемниками лица, не сведущие в церковных вопросах. Как прискорбно бывает видеть, что крестные родители не могут без ошибок прочитать Символ веры, а то и правильно перекреститься!

Рассмотрим теперь, что делают восприемники в процессе совершения Таинства крещения. Крещение начинается с чина изгнания злых духов из крещаемого. Церковь противостоит злым духам, от которых некрещеный младенец пока никак не защищен, и борется с ними. Священник читает заклинательные молитвы и освобождает младенца от власти демонов. Затем следует диалог священника с крещаемым. От приходящего ко крещению требуется отречься от сатаны и исповедать свою веру во Христа. Поскольку младенец не может еще сам давать ответы, то отречение и исповедание совершают крестные родители. Отметим здесь, что вера восприемников ни в коем случае не заменяет веру детей: вера – личный дар, и не может быть заменена верой другого лица.

Совершая отречение от сатаны, священник спрашивает: «Отрекаешься ли от сатаны и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его?» Восприемник отвечает: «Отрекаюсь» (этот вопрос и ответ повторяются трижды). Затем священник спрашивает: «Отрекся ли от сатаны?» – восприемник отвечает: «Отрекся» (также повторяется трижды). Священник говорит: «И дунь, и плюнь на него».

К сожалению, в настоящее время значения этих действий бывает непонятно для восприемников, или даже вызывает улыбку. Беда в том, что большинство людей не видят присутствия и действия сатаны в мире, не замечают явного идолопоклонства, пронизывающего их жизнь. Многие думают, что можно принять образ жизни мира и ценности, которые он устанавливает, и вместе с тем исполнять «религиозные обязанности». Но христианин должен отречься от того образа жизни и иерархии ценностей, которые навязывает мир, и помнить, что жизнь верующего – это «узкий путь» и борьба. Словами «отрекаюсь» объявлена война сатане; с этого момента начинается битва, исход которой – либо вечная жизнь, либо вечная смерть.

После этого крещаемый исповедует верность Христу, дает клятву, подобную воинской присяге. Священник задает вопрос: «Сочетаешься ли ты со Христом?» – восприемник отвечает: «Сочетаюсь» (повторяется трижды). Снова спрашивает священник: «Сочетался ли ты со Христом» – «Сочетался» – «И веруешь ли Ему?» – «Верую Ему как Царю и Богу». Это решение принимается раз и навсегда, и не подлежит пересмотру. Такое решение означает безусловную преданность Богу, полную готовность следовать путем веры, что бы ни случилось. Крещаемый исповедует свою веру Христу как Царю и Богу.

Просто верить в Бога, признавать умом его существование недостаточно, ибо и «бесы веруют и трепещут» (Иак. 2: 19). Требуется принять Его как Царя и Господа, то есть посвятить всю жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями, следовать Ему до конца. Ни одна из наших земных привязанностей (государству, нации, семье, культуре и т. п.) не должна господствовать над нами. Особенно важно помнить это сейчас, когда христиане так часто абсолютизируют свои земные ценности – национальные, политические, культурные, – видят в них критерий своей веры, вместо того, чтобы подчиниться той присяге, которую приняли при крещении – присяге верности Христу как единственному Царю и Господину.

Вот какую веру и какое отношение к жизни восприемники должны прививать своим крестникам. В завершение хотелось бы вспомнить замечательные слова святителя Иоанна Златоуста: «Обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и напротив, какое последует им осуждение, если впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник окажется благоразумным, то облегчит бремя кредитору; если же станет неразумным, то уготовит ему большую опасность.… Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отцовскую любовь… Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая угрожает вам опасность, если впадете в беспечность».

(Составлено по книгам прот. А. Шмемана «Водою и Духом»
и прот. Н. Афанасьева «Вступление в Церковь».
Огласительные беседы. // Ж.М.П., 1972, №5, с. 72).