foto-ovcy-kozly

Архимандрит Савва: «Совесть есть голос Страшного Суда»

foto-ovcy-kozlyОстается до поста одна неделя. И эта неделя носит название Страшного Суда, потому что мы читаем в этот день отрывок из Евангелия от Матфея, из 25 главы, в котором описывается тот самый Страшный Суд, мимо которого не может пройти ни один человек. Мы это чувствуем, мы это знаем, потому что наша совесть, которая в каждом из нас есть. Отличает она человека от зверя, от животного. Наличие совести. Вот эта совесть есть голос Страшного Суда. По совести Господь будет судить каждого человека. Для нас этот отрывок из Евангелия очень важен потому, что Сам Господь, Сам судия рассказывает, как будет проходить этот суд. Его нельзя избежать никому, нельзя откупиться, нельзя отсрочить. Все народы предстанут перед Богом, каждый человек принесет свое сердце. Там нельзя будет врать, нельзя будет скрыться, на лице написано у человека кто он есть, чем он жил, что он делал.

И очень важная деталь, которую сообщает Евангелие об этом Суде, что Господь не будет спрашивать вообще ни о чем. Он сразу отделит овец от козлищ, как говорит Писание. И мера суда, тот критерий, по которому каждый человек судится, – это вовсе не религиозная принадлежность. Потому что Господь не спрашивает никого: «Ты был христианином, мусульманином, может быть атеистом ты был, ты в меня верил или не верил…» Нету там такого вопроса. Не спрашивает о национальности. Не говорить о том, что «русские – вы поближе. Потому что вы ж святая Русь…». Не сказано, что евреи –богоизбранный народ, поэтому мы раньше вас посудим, потому что вы ж свои, и потом отпустим сразу. Нет, не различает. Разве Христос спрашивает? «Мужчины? – сразу, пожалуйста, бабы – потом». Нет. Ни религия, ни национальность, ни пол… Может быть, знатность, род? Нет. Аристократии тоже нету преимуществ. Может быть, образованные люди в каком-то привилегированным положении? Тоже нет.

Единственный критерий, по которому судится человек, – это встреча, которая была у него с Богом, уже состоялась. Когда Бог был не узнан. Увидел голодного – накормил, жаждущего напоил, нагого одел, странника ввел в дом свой. Простые вещи. Необычный суд. Даже не по Закону Божию судят. Ведь воспринималась в древние времена Библия как Уголовный кодекс. Ветхий завет, например, в эллинскую эпоху считался уголовным кодексом, по которому судят. Но Христос не судит даже по 10–ти заповедям! «Субботу почитал, родителей почитал, жене изменял?» Вот что удивительно. Если говорить очень просто, то критерий суда – это жить по-людски.

Был в Москве такой замечательный адвокат в конце 19 века Фёдор Никанорович Плевако. Он был очень популярен среди простого народа. Этого никак не могли понять его коллеги, такие же адвокаты, как и он сам. Что он такое видел в людях, почему люди к нему тянулись и почему он им помогал? Это был человек верующий. Он был старостой Успенского собора Московского Кремля, православной, такой богобоязненный человек. И известный адвокат. Довольно богатый, популярный. Он многим блюдам делал добро. Бесплатно защищал права именно простых людей. И не могли понять, почему люди простые к нему тянутся. И вот он объяснял, что эти простые люди не понимают закона. Они говорят, что «по закону вроде бы все правильно, справедливо, но ведь это же не по-людски!». Как будто бы все по закону, но не по-людски. Вот к чему апеллировали эти люди? Они говорили о том законе доброты, который в каждом человеке. Верующий ты, не верующий, христианин, мусульманин, иудей, мужчина, женщина, русский, еврей, американец… В каждом из нас этот закон Божий в сердце вписан. Это и есть то, о чем простые люди говорили, – жить по-людски, поступать по-человечески, не по-звериному. Потому что и закон даже наш, наше право вещь хорошая и полезная, но его можно заболтать, его можно тоже использовать для своих корыстных целей. А совесть обмануть нельзя. По-человечески нужно поступать, а не апеллируя к человеческой справедливости. К естественной доброте!

Вот по этой доброте, по этому закону, который в сердце каждого человека, Господь и будет нас судить. И вот о нем и нужно вспоминать особенно нам – верующим людям. Потому что мы тоже умудряемся другого человека обидеть и оскорбить, прикрываясь религиозными нашими законами. Такое тоже бывает. Мы даже можем человека обхамить. Потому что нам, как будто, позволяет нам наше православие. Ведь такие бывают случаи. Что я имею право – человек не так сказал, или, может быть, не так перекрестился, и я тут же его обижаю. Может быть, это и по-православному, но это не по-людски. И мы должны тоже этот естественный закон доброты, по которому Господь каждого из нас будет судить, мы должны его тоже помнить. Тоже учитывать. Тоже держать голос совести всегда у себя на слуху. Это очень важно. Потому что к нему, к этому закону, и Господь взывает, на него указывает. Поэтому такая необычная книга Евангелие. Она так важна для нас. Она настраивает нас правильно, к тому, чтобы жить, поступать и друг друга поддерживать к доброте, к доброделанию. Аминь.

Проповедь, сказанную 11.02.2018,
расшифровала монахиня  Анастасия (Ченикалова) (г. Ставрополь, Россия)

Похожие записи