Причащение – таинственное, непостижимое умом, глубочайшее и самое тесное из всех возможных для человека соединение с Богом через вкушение величайшей святыни – евхаристических Даров, истинных Тела и Крови Господа Иисуса Христа, подаваемых под видом Хлеба и Вина. Приступать к этому святейшему Таинству нужно регулярно, никак не реже четырех раз в год. К нему должно тщательно подготовиться, чтобы Причащение было не в суд и не в осуждение.

Готовясь к Причащению непременно необходимо примириться со всеми, с кем имели конфликт или ссору. Причащаться во вражде – тяжкий грех.

Причащение Святых Христовых Таинств происходит во время Божественной Литургии (вскоре после всенародного пения молитвы «Отче наш»). Литургия в нашей обители совершается ежедневно: с понедельника по субботу в 7.00, в воскресенье – в 6.30 и в 9.00. В период Великого поста литургия совершается по средам, пятницам и субботам в 7.00, по воскресеньям – в 6.30 и 9.00 (см. Расписание богослужений).

Подготовка к Причащению

  • Накануне дня Причащения необходимо присутствовать на вечернем богослужении.
  • Перед Таинством Причащения необходимо соблюдать пост и телесный (три дня воздерживаться от пищи животного происхождения), и духовный (читать Святое Евангелие, духовную литературу, воздерживаться от развлечений).
  • Перед Причастием необходимо прочитать молитвенное правило, содержащееся в молитвословах («Последование ко Святому Причащению»).
  • Таинству Причащения обязательно должно предшествовать Таинство Исповеди (см. Исповедь). Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.
  • На причастнике обязательно должен быть нательный крест.
  • Причащаться нужно натощак (после 00.00 ничего не вкушать и не пить). Это правило не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.
  • Курящие в день Причастия должны воздерживаться от курения.
  • К святой Чаше следует подходить с благоговением и осознанием своего недостоинства. Руки на груди нужно сложить крестообразно –  правую поверх левой. Подходя к Чаше и отходя он Нее не следует креститья, чтобы нечаянно не толкнуть Святыню. Подойдя к Чаше нужно назвать своё полное имя, данное при крещении, осторожно принять Святые Дары. Причастившись, нужно поцеловать край Чаши (внизу) и отойти к запивке.
  • После Причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от соблазнов, грехов и страстей.

 

О таинстве Евхаристии

Евхаристия есть по преимуществу таинство Церкви.

В собрании верующих, по молитве всей Церкви, епископ или священник благословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, которые силою Святого Духа становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа и предназначаются для последующего причащения верующих в прощение их грехов, для вечной жизни и соединения их с Господом и между собою в единое тело Церкви. Освящение святых Даров и Причащение являются единым таинством Евхаристии.

Господь пролил Свою кровь и принес Себя в жертву по любви к роду человеческому, и потому Тело и Кровь Его таят в себе всю силу этой жертвенной, объединяющей любви. Перед Своими страданиями Господь молился о единстве всех в любви: “Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы” (Иоан. 17:11).

Человеческая природа Господа принесена однажды в жертву Богу на Голгофе, но через участие в установленном Им Самим таинстве Евхаристии, верующим дана возможность вновь и вновь приобщаться спасительной силе этой великой жертвы и одержать полную победу над грехом, дьяволом и смертью, так как Господь Своею жертвенною любовью победил всякое зло. Победа Господа запечатлена Его светлым Воскресением. Верующие причащаются прославленному Телу и Крови Господа и потому святые Дары именуются пищею бессмертия. В них залог и нашего воскресения.

В святых Дарах заключена также вся чудотворная сила Самого Спасителя, в частности сила целительная. Церковь хранит свидетельства о бесчисленных исцелениях по святом Причащении; но главное чудо, которое совершается над участниками святых Тайн, — это исцеление и даже воскрешение уязвленной и умерщвленной грехом человеческой души.

Но для того чтобы причащение было спасительным, надо уподобляться Господу, участвуя в Его подвиге. Надо умереть со Христом, чтобы с Ним ожить. Это значит, что надо, прежде всего, умереть для греховной жизни, для своей обособленности и эгоизма, и вместе с тем сострадать Христу и сердцем пережить Его искупительный подвиг, постоянно исполняя Его заповеди о любви к Богу превыше всего, и к нашим ближним. Апостол Павел пишет: “Умоляю вас, братие, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего” (Рим. 12:1). Подобно таинству крещения Евхаристия есть таинство смерти и возрождения.

Наименование таинства “Евхаристия” означает благодарение. Под словом “благодарение” здесь разумеется радостное сознание всемогущества Божественной правды и любви, вера в конечное торжество добра, уже предрешенное победой Господа, и хвала Богу за все дарованное Им. К истинному благодарению способно только благородное, очищенное сердце, ибо, по слову Господню, только “чистые сердцем увидят Бога” (Матф. 5:8). Но литургия и ведет человека к очищению для духовного созерцания славы Божией, которая открылась людям всего более в Боговоплощении и во всем жертвенном служении Богочеловека, что, в особенности, вспоминается в продолжение всей литургии.

Люди, духовно прозревшие и увидевшие безмерную красоту Божественного о нас промышления, готовы и самую жизнь свою свободно отдать как жертву благодарения, и ничто так не объединяет, как эта общая, бескорыстная радость о Господе.

(Составлено по книге епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского) Православный катехизис).

 

Смотрите также:

Церковный документ «Об участии верных в евхаристии»

Другие материалы о таинстве Причащения