СУВОРОВ
24 ноября — годовщина со дня рождения великого русского полководца.
Александр Васильевич Суворов, бесспорно, относится к той категории личностей, которые в представлении не нуждаются. Недаром на могильной плите, под которой покоится его прах, написано кратко: «Здесь лежитъ Суворовъ». И всё. Ни чинов, ни званий, ни наград, ни титулов. Все и так знают, кто это. Вот и я не ставлю себе целью настоящей статьёй представить Александра Васильевича. Я рассчитываю, может быть, освежить чью-то память, просто напомнить о человеке и эпохе, в которую он явил свой гений.
Род Суворовых происходил из древней шведской благородной фамилии. Сын известного чиновника тайной канцелярии (орган госбезопасности XVIII века) Василия Ивановича Суворова появился на свет 24 ноября 1730 года и был крещён Александром в честь святого благоверного князя Александра Невского. В детстве много болел и, не имея возможности играть в кругу детей, часами пропадал в отцовской библиотеке, изучая книги по военному делу. Отец прочил Саше гражданскую чиновничью карьеру, но на увлечение юноши военной тактикой обратил внимание друг семьи Суворовых – Абрам Ганнибал, будущий прадед великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он и повлиял на решение Василия Ивановича избрать для сына воинскую службу.
Начало карьеры Суворова пришлось на Семилетнюю войну. Ту самую, в ходе которой Берлин был взят русской армией почти за два века до 1945 года. При Екатерине II Александр Васильевич — уже полковник, командир Астраханского, а затем – Суздальского пехотного полка. В 1769 году Суздальский полк был переброшен в Польшу. Местная шляхта подняла мятеж против своего короля, и тот обратился за помощью к российской императрице. Суворов разгромил там сначала отряд французского помощника бунтовщиков генерала Шарля Дюмурье, а затем и одного из главарей мятежной шляхты – Михала Казимира Огинского.
Затем были русско-турецкие войны, подавление восстаний Пугачёва и ногайцев, оборона Гирсово, сражение при Козлуджи, баталии при Кинбурне, Фокшанах, Рымнике, взятие Измаила. Обо всех этих событиях написано множество томов. Во многом благодаря Суворову в XVIII веке наметился будущий развал Османской империи, державшей в многовековом плену наших православных братьев – сербов и болгар.
В 1794 году в Польше вспыхнуло очередное восстание. На сей раз генерал Костюшко надеялся спасти независимость государства, которого де-факто уже не существовало. Екатерина II вновь отправила Суворова усмирить поляков. И он, как всегда, блестяще справился с задачей. Костюшко был взят в плен, польская столица освобождена, и городской совет от имени варшавян поднёс Александру Васильевичу золотую табакерку с надписью “Варшава – своему избавителю”. За эту победу он получил звание фельдмаршала и имение в Кобринском уезде на Брестчине. После этих событий Суворов написал главный литературный труд своей жизни – “Науку побеждать”, где изложил свои взгляды на военную тактику. По этой книге учились и Кутузов, и Багратион, и многие другие выдающиеся наши военачальники.
Со вступлением на российский престол императора Павла I роль Суворова и отношение к нему властей сильно изменились. Конфликт между полководцем и императором заключался в том, что Павел норовил завести в русской армии немецкие порядки, тогда как Суворов настаивал, что «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?» В итоге наш прославленный полководец оказался в царской немилости и был сослан в своё имение под домашний арест. Так продолжалось, пока Россия не вступила в антифранцузскую коалицию. Союзники по ней Англия и Австрия упросили Павла I назначить командующим русско-австрийской армией Александра Васильевича Суворова, прекрасно понимая, что сопоставимого военачальника нет ни в России, ни у них самих.
Поход Суворова в Северную Италию был проведён блестяще. Но союзники, опасаясь усиления России в Средиземноморье, оставили Русскую армию на произвол судьбы самостоятельно наступать во Францию через швейцарские Альпы. Швейцарский поход Суворова стал примером доблести и героизма: в тяжелейших горных условиях, выйти из окружения в ущелье, разбить численно превосходящие войска и иметь потери в 3-4 раза меньшие, чем у неприятеля! За этот подвиг Александр Васильевич Суворов был удостоен высшего воинского звания России – генералиссимуса, став четвёртым генералиссимусом в русской истории.
Скончался величайший русский полководец, воевавший «не числом, а умением» в 1800 году. Не дожил 12 лет до первой нашей Отечественной войны. Хотя, за успехами Бонапарта следил и мечтал когда-нибудь потягаться с «мальчиком, который широко шагает».
Гений Суворова, полководца, не проигравшего ни одного сражения, невозможно объяснить, не рассматривая Александра Васильевича, как человека глубоко православного. Откроем его «Науку побеждать». Всего несколько цитат оттуда: «Молись Богу! от него победа», «Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал», «Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть. Божия же помощь быстрее мысли воину доблестному, посему просящего в бою пощады — помилуй, кто мститель — тот разбойник, а разбойнику Бог не помощник!» Благочестие он вменял солдату в такую же важную характеристику, как здоровье и храбрость. Для воинов-суворовцев была обязательна молитва: «Пресвятая Богородице спаси нас. Святителю Отче Николае-чудотворче, моли Бога за нас». Александр Васильевич настаивал: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай». Даже войны с турками и французами Суворов рассматривал именно как войны против магометан и безбожников. А во время ссылки своей в имение Кончанское служил пономарём в местном храме.
Памятуя о жизни Александра Васильевича, о его взглядах, о его Богом отмеченном воинском гении в 2005 году Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве начал работу по сбору материалов для передачи вопроса о канонизации Александра Суворова на рассмотрение в Синодальную Комиссию по канонизации.
Диакон АЛЕКСЕЙ Митрофанов для «Правило веры»