Преподобная матушка Манефа: История о главном
Есть люди, которые очень не любят отвечать на вопрос о своём отношении к Богу. Хотя, казалось бы, в чём проблема? Единственно правильный ответ не прописан в нашей Конституции, напротив, там указано (статья 31), что каждый гражданин Беларуси имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Так чего бояться или стесняться? Возвращения принудительного атеизма советских времён? Наступления «нового Средневековья»? Конфликта с родными и близкими, которые имеют по этому вопросу другие взгляды? А может быть, иному из нас стыдно признаться, что между его убеждениями и поступками нет полного согласия?
На самом деле, узнать о том, верит ли какой-нибудь человек в Бога или нет, можно почти со стопроцентной точностью, причём прямо об этом не спрашивая. Как? Надо посадить интересующего нас субъекта за праздничный стол, налить ему и послушать, какие пожелания он будет адресовать своим соседям по пирушке. И вот, когда от него прозвучат долгие и прочувственные речи о том, что «самое главное – это здоровье, будет здоровье – будет всё», тогда имейте в виду: скорее всего, рядом с вами находится ещё один атеист, пусть даже и в одежде священника.
Во всяком случае, он не верит во Христа, сказавшего: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5: 29–30).
ХРИСТИАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Вы можете, конечно, с иронией переспросить, почему у меня и моих православных друзей до сих пор все глаза, а также руки-ноги на месте, как будто нас ничто не соблазняет. И мы можем здесь какое-то время поспорить о том, насколько буквально следует понимать процитированные слова Евангелия. Вот только вывод из них достаточно очевиден: здоровье не является абсолютной ценностью для христиан. Его допустимо и желательно беречь, но во многих случаях им надо без сожаления и страха жертвовать, чтобы не потерять большее.
Что же это «большее»? Вера в Бога, любовь к ближнему, чистота души. Христианин должен стойко претерпеть пытки, не отрекаясь от своего Бога и Спасителя. Он должен вырвать женщину из лап насильников, рискуя самому быть покалеченным, поруганным и даже убитым. И когда рак будет пожирать его тело, а врачи признают бессилие медицины, христианин должен принять это как волю Божию о себе и возблагодарить Того, Кто дал ему такую жизнь.
Священномученик Киприан Карфагенский (ок. 200–258) писал: «Нас отличает от неверующих в Бога то, что они жалуются и пеняют на невзгоды, тогда как нас несчастье укрепляет, вместо того чтобы устрашить и отвратить от истинной веры. Так, когда изнуряющая боль раздирает наши внутренности, когда неистовый огонь пожирает нас изнутри до самой глотки, когда мы обессилены непрерывной тошнотой, а глаза наши налились кровью, когда нашу плоть поразила гангрена и мы должны лишиться какой-либо из конечностей, или из-за какого-либо недуга у нас отнялись ноги, или мы утратили зрение или слух – все эти скорби в то же время служат к укреплению нашей веры».
Самому Киприану Карфагенскому не пришлось испытать, что такое быть парализованным, слепым или умирать от рака. Но когда римские чиновники предложили ему под угрозой казни принести жертву языческим идолам, он отказался. Выслушав приговор, Киприан воскликнул: «Слава Богу!», благословил палачей и плачущий народ, а затем спокойно преклонил голову под меч.
СЛУЧАЙ МАНЕФЫ ГОМЕЛЬСКОЙ
Епископ Карфагенский Киприан был прославлен Церковью как святой мученик, а вот местночтимая гомельская святая Манефа (Скопичева), чьи мощи почивают в кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла, считается преподобной. Такое наименование православные христиане применяют к тем монахам или монахиням, кто особо угодил Богу и при этом скончался своею смертью. Между тем, телесные муки матушки Манефы были, пожалуй, никак не меньше, чем у владыки Киприана.
Будущая схимонахиня и преподобная Манефа (в миру – Мария) родилась 1 апреля 1918 г. (ровно сто лет назад!) в д. Севрюки Гомельского повета у крестьян Владимира и Гликерии Скопичевых. Когда пришло время учиться ходить, выяснилось, что у Машеньки от рождения – церебральный паралич, и что до конца своих дней она останется неходячей. Вдобавок, пытаясь хоть как-то передвигаться и ползая по земле, девочка застудила почки, от чего, повзрослев, будет немало страдать. В школе Мария не отучится, замуж не выйдет, от малоподвижной жизни приобретёт болезненную полноту. Иным людям хватает в десятки раз меньших проблем, чтобы впасть в уныние, поставить на себе крест и стремительно спиться…
Но Маша росла в среде верующих и богомольных людей, христиан не только по названию. Её с детства приучили думать о том, что мир Божий хоть и труден, но прекрасен, и она в нём не лишний человек. Свою болезнь взрослеющая девушка воспринимала не как проклятие, а как испытание, посланное ей Богом, как дар с загадочным, но добрым смыслом.
Однажды в ночном видении Мария увидела себя на развилке двух дорог. Чей-то голос произнёс: «По левой пойдешь, спокойно жизнь проживешь, по правой – скорбеть будешь». Без колебаний Мария выбрала скорбный путь, по которому, как оказалось впоследствии, она, не имея здоровых ног, пришла к святости.
ПОЧЕМУ БОЛЕЮТ СВЯТЫЕ
Для кого-то это выглядит как парадокс. Многие люди молятся христианским святым в надежде получить облегчение в скорбях и болезнях, многие при этом свидетельствуют, что их молитвы были услышаны. Между тем, сами святые порой очень тяжело, нескончаемо болели, как, например, прп. Манефа Гомельская.
Стремясь рассеять подобные недоумения, святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) назвал сразу восемь причин, по которым Бог попускает Своим избранникам терпеть всевозможные бедствия.
Во-первых, это необходимо для того, чтобы святые, обнаружив в себе великие дарования, не превозносились над остальными людьми. Во-вторых, это мешает окружающим объявить святых богами и, значит, впасть в грех идолопоклонства. В-третьих, сила Божия становится заметнее, когда она действует через человеческую слабость. В-четвертых, страдания святых доказывают, что эти люди преданы Богу бескорыстно, а не в обмен на житейские радости и блага. В-пятых, наблюдая, как мучаются святые, христиане должны преисполниться веры в грядущее воскресение, после которого все, потрудившиеся для Бога, будут прославлены и увенчаны. В-шестых, пример святых, стойко переносящих свои несчастья, необходим для утешения и ободрения других страждущих. В-седьмых, немощь святых делает их близкими и понятными всем людям, а не какими-то суперменами, которым в принципе невозможно было бы подражать. В-восьмых, своими муками святые открывают нам, в чём должно состоять истинное счастье и несчастье человека. Счастье – в том, чтобы соединиться с Богом через добродетельную жизнь, а несчастье – в том, чтобы отгородиться от Него своими грехами.
«Итак, – говорил свт. Иоанн Златоуст, – имея возможность указать столько причин страдания святых, не будем ни роптать в искушениях, ни сомневаться, ни смущаться, а станем и сами воспитывать свои души, и других научать этому».
Так ведь преподобная Манефа Гомельская именно этим и занималась! Это было главным делом её жизни.
ОТ СЕВРЮКОВ ДО НЕБА
Своё новое, монашеское имя, под которым ей предстояло прославиться, Мария Скопичева получила во время Великой Отечественной войны, когда присоединилась к монахиням Чёнковского женского монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Правда, монастырь этот, открытый с разрешения оккупационных властей, просуществовал совсем недолго. После его ликвидации Манефа вернулась в д. Севрюки, где прожила до самой своей смерти в 1984 г.
Шло время, и в двери к матушке Манефе стучалось всё больше людей, желающих получить от неё утешение и помощь в самых разнообразных скорбях. В конце концов, за советом и просьбой сугубо помолиться к деревенской монахине стали обращаться и священники, причём не только из Гомеля, но даже из Киева и Минска. Многие люди, пообщавшись с Манефой, потом свидетельствовали о её прозорливости, о том, что Бог дал этой женщине способность видеть тайные помыслы собеседника, его прошлое и будущее. Во многих людях она буквально зажгла пламя религиозной веры! Человек пил с матушкой чай, смотрел, как она читает Священное Писание или шьёт, и вдруг потрясённо понимал, что, конечно же, Бог есть, Его не может не быть, раз на Земле живёт такая вот Манефа.
Глядя теперь на фотографии полной женщины с простым крестьянским лицом, трудно разглядеть в ней святую. Точно ли Белорусская Православная Церковь не ошиблась, канонизировав Манефу (Скопичеву) в 2007 г? Если этот вопрос кого-то занимает, могу дать ему один совет. Когда вас самого, не дай Бог, наполнит мукой тяжёлая болезнь, попробуйте не ныть и дёргать окружающих, а стать для них источником любви, радости, сил и оптимизма, попробуйте сострадать им больше, чем жалеть себя!
Если это получится, место в Царствии Небесном, рядом с матушкой Манефой, будет вас ждать! Направление к нему вы выбрали правильное!
Александр ЕЛОПОВ, преподаватель библейско-богословских курсов Гомельской епархии БПЦ, ведущий православной духовно-просветительской программы «Ключ разумения» (теперь на YouTube)
Еще читать и смотреть о матушке Манефе:
Архимандрит Савва: Матушка Манефа — образец монашеста, любви и гостеприимства
«Преподобная Манефа Гомельская: 100 лет со дня рождения»
«Преподобная Манефа Гомельская»