Архимандрит Савва: «Не просто обряды, не просто святая вода»
Рубеж Великого поста – это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Два праздника, которые между собой очень тесно связаны. Надо обязательно прийти домой, открыть Евангелие от Иоанна и перечитать 11-ю главу, а также половину 12-й, отрывок из которой читался сегодня. Потому что весь смысл этого праздника раскрыт в этих евангельских словах. 11-я глава Евангелия от Иоанна.
Вот что нас следует сегодня прочесть и над чем поразмышлять. Потому что Господь входит в Иерусалим, и Его встречают торжественно, как победителя смерти. Потому что Он на глазах у всех воскресил четверодневного мертвеца. То есть человека, который четыре дня уже лежал вол гробе, и следы разложения и смерти были очевидны для всех совершенно. Но Лазарь четверодневный стал знамением, стал символом победы Христа над смертью.
И бывает такое в жизни человека, когда он становится знамением. Поэтому, оставляю вам, друзья мои, оставляю вам вашему домашнему размышлению эту тему.
Иногда Господь доверяет каким-то людям, и довольно часто многим из нас, быть знамением, быть каким-то знаком.
Как трагедия в Кемерово, когда погибли детки, и погибло 64 человека, стала знамением не просто беды, но знамением цены трех пороков нашего общества, которые начинаются на букву «х». Это халтура, халява и хамство.
Когда мы все делаем спустя рукава, идем за наживой, не думаем о своих близких людях. И тогда приходится кому-то не просто заплатить цену за эти бесчинства, наши мелкие, казалось бы, незначительные, над которыми мы смеемся, шутим. Не только заплатят цену, но стать знамением, знаком. Знаком беды, безразличия, знаком отчаяния. А это говорит о том, что мы все связаны между собой связаны очень тесно. Наши грехи, наши немощи, наши мелкие какие-то слабости, которые мы себе разрешаем, они могут повлечь за собой большую кровь, большие беды. Мы разрешаем себе нарушать Закон Божий. И говорим: «Ну, ничего, ж, особенного нет в том, что я ворую. Я ведь не у людей ворую, а у государства несу, или с работы». Мы даже говорим не «ворую», а «беру», «несу», «заимствую». И такой человек у нас в обществе одобряется. Мы говорим: «Он умеет жить. Он крутится». И к чему это может привести, мы не знаем. Потому что на нас смотрят дети. И они учатся у нас тому, что есть нормально, что есть правильно. И мы их с детства приучаем к вранью, ко лжи, к предательству.
Супруги говорят: «Мы свободные люди, живем в свободной стране. Почему бы нам не иметь какую-нибудь интрижку на стороне. Почему ну непременно нужно расписываться? – давайте «сошлись-разбежались»…
А то, сколько боль это приносит детям?! И как это отражается на их потомстве, даже не на нас?! Сошлись-разбежались, сошлись-разбежались, поругались… А сколько боли и крови в целом поколении, лучше сказать на несколько поколений образ пьяного, грязно матерященося отца приносит. Ведь это рана не только ребенку, который видит своего отца таким, это и его детям, и внукам, и правнукам. То, что мы сейчас пожинаем в нашем обществе.
Недоверие друг другу. Каждый сам за себя. Ложь. Какая-то нравственная неустойчивость. Как будто-бы вспыхивают: «Давайте вместе добьёмся правды и справедливости» — хватает на 15 минут. Все сразу разбегаются, никому ничего не нужно, лишь бы мне было хорошо. Мы легко очень идем на вранье, на ложь, на сделку с совестью. Мы плюем на нашу землю, нам не стыдно смотреть, сколько грязи вокруг: «Лишь бы не у меня дома!».
А откуда это вдруг все это взялось? Это накопленная грязь. Грязь, накопленная многими поколениями. И мы к этому еще прибавляем! А потом удивляемся: «Что ж это, нету нормальных руководителей? Что ж это нету нормальных священников? Мужчин нету нормальных… ».
А с кого им брать пример, у кого учиться? Если перед глазами знак, образ, знамение одно и то же: типичный папка, типичная мамка. Забитые люди, ничем не интересующиеся, ленивые, нелюбопытные, развращенные, мелкие.
И мы хотим, чтобы наши дети были счастливы?! Но если мы такие, — с кого им брать пример. Поэтому, друзья мои, нужно думать нам очень много. И не просто думать. Но и в жизнь воплощать какие-то вещи высокие, просторные. Должна быть жизнь духа, духовная жизнь. Она ведь не связано только с церковью, кстати.
Это жизнь мысли, искусства, красоты! Много ли у нас в городе мест, где люди могут собраться и почитать стихи? Часто ли вы ходите просто в театр? Много ли вы книг в год прочли?
Вот вам задание – посчитайте, сколько вы книг прочли за прошедший год?
А потом начинайте возмущаться: «Дети ничего не читают!» Ну как же им читать? Если мы ничего не читаем. Ведь читать – это значит развиваться, спорить, сомневаться. Находиться в каком-то внутреннем духовном развитии. Интересоваться чем-то, изучать. А не просто стелиться мыслью по поверхности земли.
Друзья мои, нас это недостойно! Человек должен быть развитым духовно, внутренне. И религия не исчерпывает всей духовной сферы человека, которая есть. Можно быть церковным человеком, молитвенным, богомольным, но духовно неразвитым. И это тоже очень плохо. Подумайте! Если бы сейчас мы провели опрос вот здесь, в церкви, вы пришли с вербами, на освящение. Сколько из вас прочли Библию хотя бы один раз, сколько из вас прочли Новый Завет хотя бы один раз? Кто может из вас, в состоянии пересказать содержание этого праздника, его смысл?
И когда начинает священник говорить об этом, как мне часто приходилось делать. Перед крещением, например, меня останавливают: «Батюшка, я ведь деньги заплатил! Работайте! Крестите! Покропите вот водичкой и идите дальше!»
И что ж мы хотим, когда говорим, что христианство не помогает, никаких нравственных основ у нас в обществе нету, люди пошли такие озлобленные… Я же не могу за вас читать Писание, за вас размышлять над текстами, за вас понимать, за вас делать нравственный выбор, поставить вам каждому вместо священника ангела Божия… Но если вы свою работу не будете выполнять… Если вы себе не ответите на вопрос, «в кого я верю?». Если вы себе не ответите на вопрос, «по каким принципам я живу? Вот они – эти принципы». Пускай их будет немного, но я их никогда не переступлю, какие бы ни были соблазны. Где эти люди, на которых можно было бы равняться? И говорить, что вот это глыба — человек. Его с пути не собьешь! Нам очень нужны такие люди. Но этот же вопрос к каждому из нас! Не может за вас кто-то быть святым, не может за вас кто-то быть героем и подвижником.
Друзья мои, надо сбросить эту лень! Надо немножечко себя уважать. Надо позволить себе духовно развиваться, читать, размышлять, знать веру свою. Не те подделки, которые нам подсовывают, не просто обряды, не просто красивые праздники.
Вот по радио сказали, надо идти вербу святить. А почему? А что это значит? А можешь ли ты объяснить своему ребенку, что это значит? Нет, надо притащить: «открой рот, поцелуй Чашу». Объясни человеку!
Я как священник очень часто с этим: на исповедь приводят ребенка, толкают просто, «иди, — говорят, — батюшка тебе там все скажет». Школа научит, армия вразумит, церковь подскажет. А в семье что происходит? Ведь всему учатся в семье! Не в школе! В школе только корректируют, в церкви тоже только корректируют. Если вы хотите, чтоб ваши дети были верующими, церковными, так вы их научите. Вы должны узнать сначала, и сейчас есть масса возможностей! Через интернет, и через книги, просто беседы, лекции и т.д. Ну почему вы не пользуетесь этим? Сколько можно стучать в ваши сердца? Когда вы уже эту лень стряхнете с себя, товарищи?!! Нельзя так!
Идет Страстная седмица. Начинается вот с сегодняшнего дня. Важнейшие службы. Красивейшие! С большим очень смыслом и содержанием. У каждого из них свой смысл есть. Меня каждый год просят: «Напишите, о. Савва об этом!» Я уже написал несколько книг, сколько можно писать, если не читаете? Сколько можно говорить, если не усваивается? Это же, в конце концов, руки опускаются!
Друзья мои, нужно проявить какое-то рвение, какую-то работу над собой совершить! Не просто обряды, не просто святая вода. А внутри чтобы что-то происходило. Внутри какая-то работа.
Вот вам мое горькое слово. А что делать? По-другому никак не получится.
Сейчас, несмотря ни на что, празднуем, друзья мои. Потому что все-таки Вербное воскресенье. Освящать будем не в церкви, а на улице. Выходите на улицу. Там вам дадут и крест, и покропят святой водичкой, выстраиваемся вокруг церкви, красиво, организованно. Не толпясь! Мы цивилизованные люди, культурные, городские. И ждем, пока подойдет к нам батюшка. С Богом! С праздником!
01.04.2018 г.