Совершенно невероятно почитание святого великомученика Пантелеимона в наших краях. Казалось бы, такой древний святой из совершенно непонятной нам античности, из другой страны, говоривший на другом языке, но имеющий такое горячее почитание здесь, среди русских людей – это что-то невероятное. И всегда на святого великомученика Пантелеимона собираются люди, молятся. Многие читают молитвы даже в келейном правиле, в домашних своих молитвах поминают его. Потому что это человек, который предпочел силе доброту. Я не буду пересказывать его житие. Укажу только один момент. Его имя было Пантелеон. То есть, «по всему лев». А кто такой лев? У абсолютного большинства древних народов лев – это символ власти, силы, дерзости, напора, золотой лев – это символ какого-то царственного величия.

И вот этот языческий юноша, молодой человек, у которого было воспитание того народа, в котором он жил, не знавший Христа, вдруг отвечает на призыв Божий и меняет имя. Он становится Пантелеимоном, т. е. «милостивый во всем». Это самый важный момент, если не самый главный, стержневой момент его жития. Вы знаете, что, принимая монашеские обеты, человек меняет имя. Вот о. Митрофан у нас был Николаем. Я был Дмитрием. Владыка Амвросий был Андреем. Это не изобретение монахов, а восприятие монашеского обета, как продолжение таинства крещения. Потому что крещение тоже начинается с нарицания имени. На самом деле одна из самых древних молитв – это молитва нарицания имени. Есть такая фраза в Священном Писании: «По имени твоему, так и житие твое». Это не совсем священный текст, наша древняя традиция. «По имени твоему, так и житие твое» – как назовешь корабль, так он и ходить будет, говорят. Это очень на самом деле важно, потому что есть какое-то таинство имени, которое заключает в себе всю биографию, весь реестр поступков человека.

Святой Пантелеимон предпочел силе, власти и величию милосердие. Это очень важное слово для христианской жизни. Кто из вас смотрел в глубокой древности фильм «Место встречи изменить нельзя», Глеб Жеглов – персонаж Владимира Высоцкого, говорил, что милосердие – это поповское слово. На самом деле это христианское слово, которое мы очень редко вспоминаем, между прочим. Потому что монашеские духовные упражнения, монашеские добродетели, они как бы вытеснили эти важнейшие имена и добродетели из нашего лексикона. Хорошо это или плохо – не это важно сейчас. Мы чаще говорим о смирении, о послушании, о нестяжании и о многих других вещах, борьбе с помыслами, о вычитывании правила.

Но милосердие на самом деле – это то, на что мы должны в первую очередь обращать внимание. Потому что милосердие – это воплощенная доброта. Без этого христианин никогда не может иметь право называть себя христианином. Потому что Христос – Бог милосердия. Его апостол Павел называет Богом утешения. Милосердия. То есть от нас Господь ждет сердца, милующего ко всякому человеку. Даже к нашему врагу. Преподобный Исаак Сирин говорил о том, что у христианина должно быть воспитанное милующее сердце, милосердное. Подумайте только, о чем говорит святой отец! Милосердное не только к врагам, не только ко всякой зверюшке, но даже, – преподобный Исаак Сирин подчеркивает это – но даже к падшим духам. Для нас это совершенно немыслимая степень доброты. Однако это и есть норма жизни христианина. И на это нужно обращать первостепенное внимание.

Апостол Павел говорит в послании к евреям: «Будем внимательны друг к другу, поощряя друг друга к любви и добрым делам». Здесь важнейшее слово – «поощряя». Будем поощрять, то есть помогать друг другу воспитывать это милующее сердце. И здесь не нужны особые какие-то духовные упражнения. Деликатность, такт, внимание, нежность – вот самые простые вещи.

Стоит себе человек и говорит тебе: «Во, что-то ты располнела?!» – И у человека на неделю депрессия. Она с вами поговорила, может быть, а домой вернулась и сидит на кухне плачет: «Сказал, я жирная». Или вы говорите человеку: «Ой, чего это ты, уже 70 лет, пора бы костям на место». Пошутили, казалось бы, а ваш грубый юмор поранил сердце человека: «Так я, оказывается, старый. Куда тебе поступать, ехать?». Нам рассказывает человек, что я хочу, планирую вот съездить в страну, давно собирался, копил средства, потому что у меня мечта – побывать в Никарагуа. А вы ему говорите: «Ну куда тебе, зачем это? Это все глупости».

Мы не поощряем человека к какому-то поступку, к его мечте. Мы не деликатны к мечте этого человека. Дарят вам подарок, например, приехал человек из далекой страны и купил вам какую-нибудь мелочь, казалось бы. А вы ему говорите: «Мне это не надо». Как вы пораните человека, если он ходил где-то в далекой стране по чужому рынку и подумал о вас там: «Надо же Зиночке купить. Ей понравится». А Зиночка говорит: «Ну, я такое не люблю, ты забери себе. Или Леночка забери». Вы представляете, как это обидно? Вот с этого начинается христианство, между прочим. С умения принимать подарки. С внимания к другому человеку. С осторожностью в словах! Мы все время других людей царапаем своими словами. Говорим: «Я же правду кажу!». Я же ничего не приукрашиваю. А ели ваша правда человека ранит до крови, что ему жить не хочется от вашей правды, что он думает, лучше бы мне повеситься и вообще ни с кем не делиться. Мы ведь все страдаем от того, что нам не с кем поделиться сокровенным. Мы боимся пораниться. Расскажешь о своей мечте, а тебя на смех подымут. Разве в здоровом обществе христианском такое может быть? Что мы друг друга царапаем, раним, ходим все в синяках в духовном смысле слова. Это недопустимо! Поэтому милосердие во всем, деликатность, такт, нежность – это очень-очень важно. С этого надо начинать!

Мы внимание обращаем на другое: надо вычитать правило, надо выпить святой воды 3 литра в день, тогда какая-то святость во мне раскроется. Нужно отложить поклоны. Это тоже очень важно. Но ничего это вам не даст, если у вас нет милующего сердца. Это даже во вред пойдет. Потому что озлобит вас, настроит против других людей.

Все эти средства, которые церковь дает: и Великий пост, и молитва, и правило, и богослужение, – это то, что должно помогать воспитывать милующее сердце. Милующее сердце! Вот пойдем домой, и раз 12 надо повторить. Запомнили? Вот на пальцах прямо – у кого 12 пальцев, можете даже… Милующее сердце – это очень-очень важно для нашей жизни. Иначе мы не добьемся никакого успеха в духовном нашем возрасте. Люди топчутся на месте и говорят, что никакого нет толка, что хожу я в церковь, что не хожу. А почему толка нет? – Потому что самое главное забыли. Внешние вещи соблюдаем, обрядовые и т. д., а про самое главное не помним! На что указывают и Христос, и апостолы, и святой великомученик Пантелеимон – воспитание милующего сердца. Аминь!

Архимандрит Савва (Мажуко), 09-08-2018 г.