Об Успенском посте, праздниках и ограничениях
С праздником! Мы с вами и не заметили, как лето почти закончилось. И нам еще предстоят три важных праздника в этом месяце. Завтра праздник Маккавеев, 19 числа — Преображение Господне и 28 числа — Успение Пресвятой Богородицы.
Красивые очень праздники. На Маккавеев мы освящаем мёд, но выносим Крест для поклонения. Сегодня вечером будет служба, будут выносить Крест, украшенный цветами по древнему обычаю, очень древнему. В утешение людям. На Преображение будем служить в белых облачениях, будем освящать яблоки, будем благодарить Бога за урожай. Успение – один из самых красивых праздников, который служится в лазурных облачениях, с синевой такой софийной премудрости божественной, праздник, связанный с осмыслением события смерти каждого из нас.
И эти праздники приходятся на Успенский пост. Мы с вами завтра вступаем как раз в этот период церковного года – две недели будем поститься, ограничивать себя во многом. И это слово «ограничивать», этот глагол для людей религиозных очень важен.
Он имеет два оттенка, вы знаете, в речи. Наверняка вы неоднократно сталкивались с тем, что нас, людей верующих, называют ограниченными людьми. Мы ограниченные люди. И я против этого не стану возражать. Но мы сами себя ограничиваем. С чем это связано? С тем, что каждый из нас, взрослея, понимает однажды, что «моё сердце – не кочан капусты, не могу я каждому по листику раздать». Мы однажды понимаем, что наши силы ограничены. И время наше ограничено. Когда человек молод, ему кажется, что он все успеет, он все может охватить, все как-то собрать.
Но получается так, что максимум пять каких-то вещей, это еще, если очень сильно повезет, может человек держать во внимании. Потому что сила внимания у нас сильно ограничена. Если человек увлекается искусством или политикой, или зарабатывает деньги, у него, значит, не хватает сил, внимания на что-то другое.
В этом, кстати, причина того, что мы сами себя иногда загоняем в угол депрессии: что «я – человек нереализованный, у меня ничего не получается». Потому что элементарно человек перегрузил свое внимание настолько, что его не хватает. Зачем ты предъявляешь себе такие высокие настолько требования, что ты просто не можешь физически и эмоционально вынести все те нагрузки внимания, которые себе сам предъявил?
Нет универсальных людей. Вундеркинды – это выдумка, на самом деле. Бывают одаренные дети, но потом они со временем они выравниваются и становятся такими же обычными, как и все остальные. Бывают люди очень одаренные, у которых, действительно, фокус внимания он очень широкий, и они как-то умеют совмещать много вещей. Но их – единицы! Мы с вами не вундеркинды, не гении, мы простые люди. Простые, ограниченные люди. И с этим надо смириться. Это надо понять и принять. Если человек ходит в церковь, если он ставит во главу угла веру Христову, если он всерьез воспринимает свою веру, значит, он должен веру и внимание огромное уделять этому вопросу. Должен тратить время на размышление, на чтение, на молитву. Значит, этот время он крадет у чего-то другого. И это нормально. И тем самым он себя ограничивает. Он мог бы, например, писать стихи в это время. Или думать, прорабатывать какой-то бизнес-проект, или сложную политическую комбинацию, или, может быть, на что-то другое потратить эти силы и время. Но он сосредоточен на своей вере.
Мешает ли это как-то человеку заниматься спортом, политикой, искусством? – Нет!
Но нужно как-то понять, что для нас главное, что второстепенное, и изложить для себя самого понятный очень список этих приоритетов. Может быть, даже выписать на листочек, что входит в зону моего внимания.
И, если я чего-то не успеваю, значит нужно из этого списка что-то выбросить, чтобы внести в него что-то другое. Мы себя умышленно ограничиваем.
И вот пост, который наступает завтра. Это одно из упражнений по ограничению себя. Мы, знаете, очень примитивно воспринимаем пост, чаще всего, как ограничение в пище. Но это не так! Потому что в пище мы себя ограничиваем, собственно, ради здоровья.
Любой взрослый человек себя ограничивает в пище. Смотрите, что вы не влазите в брюки, значит нужно есть на полтора торта меньше, чуть-чуть или на половину. Да… И съедать не десять мороженных, как вы привыкли, вечером, а девять. Я, например, так и поступаю. Всегда.
Но это вопрос пищи. Мне кажется, каждый взрослый, образованный человек, а мы с вами все образованные, по крайней мере, мы умеем читать, он все равно, наблюдая за собой, понимает, что мне можно есть, а что нельзя. Что вредит, а что, наоборот, помогает. Сам для себя устанавливает какой-то ритм пищи, устанавливает правила питания. От чего-то отказывается… Понимает, что вот этот продукт мне вреден. И т. д. Это и есть, кстати, пост. И те абсолютные правила, которые у нас написаны в календаре, переписаны из монашеских уставов.
Они не являются абсолютными. Они являются ориентиром. Это не значит, что я тоже должен соблюдать этот монашеский устав, мы ведь не монахи. Но мы должны тоже себя ограничивать. То есть находить ту меру питания, которая мне подходит.
Поэтому, когда меня спрашивают, «как же мне быть, вот у меня такие болезни…я не могу поститься». Я спрашиваю, ну, почему вы думаете, что Богу интересно вообще, что вы едите.
В Писании ведь не сказано: «Сыне, Господь смотрит, например, на твой желудок». Сказано, что Господь смотрит в сердце. Если бы там было сказано: «Господь смотрит в желудок», тогда бы ты мог, действительно, сказать, да, вот я съел, и Господь меня за это не простил. Но как плохо мы думаем о Боге! Представляете, мы встречаемся с Богом, и Он отворачивает от нас лицо! «За что, Господи?» – «Ты ел мороженое. Фу, Я на тебя смотреть не могу…» Почему мы так плохо думаем о Боге?
Господь смотрит на сердце, а не на желудок. Что в сердце там?
Это не отменяет поста. Это нужно понять. Это просто расставляет правильные приоритеты. Так вот, постом, надо думать в большей степени не о пище, о пище мы должны думать круглый год. Смотреть, что мне идет во вред, что на пользу. Как питаться, когда, с кем, между прочим еще… Каким образом. Это вещи, которые должны стать у взрослого нормального человека привычкой – хорошей, красивой привычкой: сколько кушать, как. И что идет мне на пользу. То есть мы круглый год должны поститься, в каком-то смысле.
Но время поста – это время задуматься о том, в чем мне себя следует ограничить. В каких впечатлениях, в каких разговорах, на что я трачу много времени.
Обратите внимание, может быть, запишите себе… В течение поста найдите себе один день, или один вечер, и запишите поминутно, что вы сегодня делали. Просто для многих будет открытием, как много времени вы тратили, например, на телефонные разговоры, подробно запишите. Почему вы разговаривали с кумой 34 минуты по телефону? И 40 минут по скайпу с племянницей. О чем вы говорили? – Окажется, что все это войдет в одно небольшое предложение — а почему 40 минут? Почему вы смотрели тупо телевизор, поедая пиццу – одну, вторую, потом торт, потом вы пододвинули холодильник к себе, чтобы далеко не ходить. А уже 2 часа ночи. А вы голодны. На что мы тратим время? То есть христианин, как ограниченный человек, человек, знающий свои границы, он должен все-таки рационально расходовать свои внимание и время. Рационально!
То есть, если вы чувствуете, что на что-то хорошее вам не хватает сил, иногда так вот и говорит человек: «у меня нету сил», действительно нету сил. Потому что вы их потратили на что-то пустое. Или на что-то неважное.
Кстати, это вовсе не отменяет такого серьезного дела, как отдых. Это очень важно заметить. Я хочу это подчеркнуть, чтобы меня превратно не поняли. Потому что время, потраченное на отдых – это рационально потраченное время. Просто нужно уметь правильно отдыхать. Это настоящее искусство. Отдохнуть так, чтоб ты действительно отдохнул, а не просто там очередной урожай притащил за собой. Ну, конечно, у каждого свой стиль отдыха.
Но мы должны, как люди ограниченные в пространстве и времени, а самое главное, в силах, находить приоритеты. Говоря финансовым языком, находить, куда себя инвестировать. Потому что время наше и наши силы – это, действительно, ценность очень большая.
Куда я вкладываю эту ценность, в какие идеи, поступки, дела. В пустое, в ничто? И потом я потратил несколько часов на какую-то пустоту и устал… И дело по-настоящему интересное, хорошее, которое меня возвышает, которое меня заставляет даже себя уважать, а это очень важно для человека! Не путайте это с гордостью!
Человеку очень важно знать, что он занимается чем-то настоящим. У него должно быть основание для самоуважения. Это ни сколько не гордость! Это просто достоинство человеческое!
Начинается пост у нас с завтрашнего дня, поэтому давайте подумаем, давайте, может быть, выпишем, понаблюдаем за собой! Где важные вещи? Во что я себя инвестирую? На что я себя трачу?
Как одна учительница говорила: «перед кем я здесь распинаюсь?» Потому что бывает, ты действительно, распинаешься, а потом думаешь: «а ради чего ты пытаешься кому-то что-то доказать». А вы «оставьте мертвым погребсти своих мертвецов». Не впутывайтесь в эти дела. Когда вы по опыту уже знаете, что это ни к чему не приведет, это будет просто пустота. Мы взрослые люди. Мы должны позволить себе быть мудрыми. Не просто взрослые. Мудрые!
Люди, которые знают цену жизни, цену времени, цену силам. И знают, куда эти силы, время правильно тратить.
Потому что мы берега свои уже видим. Потому что мы уже ближе к бухте. Плавание уже заканчивается, и чем меньше его, тем оно ценнее. Чем меньше его, тем оно дороже. Это такие законы. Почему золото ценят? – Мало его. Мало. Потому и ценят. Ну и свойства.
Вот последние годы жизни, вообще взрослая жизнь – это золото самое.
Мы все мечтаем молодость вернуть. Ходить «як сямнадцадки», как одна мне говорила. А мне вот, наоборот, нравится быть взрослым. Взрослым быть гораздо интереснее, чем, знаете, очарованным восторженным теленком. Знаете, гораздо больше возможности даже оценить молодость, между прочим, которую теленок восторженный не ценит.
Вот, друзья мои, давайте подумаем, понаблюдаем за собой, может быть позаписываем за собой, пошпионим. Это будет как раз такое духовное упражнение для поста. А для тех людей, которые только начинают поститься, просто понаблюдать, как на нас просто влияет та или иная пища. Может быть, от чего-то и отказаться. Ограничить себя в чем-то. Потому что мы же ограниченные люди – ну, значит, должны сами свои берега прочерчивать.
С праздником!
Аримандрит Савва (Мажуко)
Проповедь расшифровала монахиня Анастасия (Ченикалова) (г. Ставрополь, Россия)