Julius-Sergius-von-Klever

Воскресная проповедь: Что такое вера?

Julius-Sergius-von-KleverАрхимандрит Савва (Мажуко): «Вера – это искра, которая высекается между призывом Божиим и моим ответом».

Сегодня перед нашим мысленным взором евангельскими словами был написан образ, который встречается во всех четырех евангелиях – от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. В каждом из четырех евангелий вы встретите этот образ, найдете его, самый, может быть, таинственный, загадочный. Это образ Христа, который ходил по водам, по поверхности моря. Ученики плывут в лодке ночью, переплывают озеро, на озере шторм.

И вдруг они видят, как за ними, мимо них идет свободно по волнам Христос. Как посуху идет, не тонет. Он – владыка стихий. И вот ученики, увидев его ночью среди шторма, среди волнения морского, испугались, вскричали даже, говорит евангелист Марк, испугались. И только Пётр воскликнул: «Господи, если это ты, повели мне, чтобы я шел к тебе навстречу».

И Господь его зовет. Из лодки, из безопасной пристани, из безопасного места выкликает его: «Идем!» И Петр ступает по волнам и идет как посуху. Потом испугался и начал тонуть. И вот Христос его подхватывает.

И мы видим как бы несколько сюжетов. Несколько образов: Христа, который идет мимо лодки с учениками. Петра – обычного человека, который вслед за Христом дерзает ступать по водной стихии, идет, что ли, по стопам Христа. И последняя картина – это утопающий Петр, которого выхватывает из водной стихии, мрачной, холодной, Христос. И удерживает Своими руками его.

Этот образ, который рисует Евангелие, – это образ веры. Для нас он очень важен. Потому что мы себя называем верующими людьми. Но редко кто из нас способен объяснить, а что такое быть верующим, а что такое вера? Мы начинаем анализировать свой религиозный опыт и убеждаемся, что тут очень много эмоций, каких-то наших сложностей биографии, воспитания в том числе, образования или пробелов образования, или наоборот. Люди совне, те, которые к церкви относятся с подозрением или даже с небрежностью, они утверждают, что в церковь ходят только люди невежественные, которые не просвещены светом современного естествознания. Они не знают, что это такое. На самом деле ими руководит не какая-то вера сверхъестественная, а набор просто комплексов каких-то, проблем внутренних. Не было, например, отца хорошего в детстве – вот человек и устремился в церковь, выдумал себе Бога, Отца и теперь поклоняется ему. Есть такие теории. Я, конечно, очень упрощенно их излагаю. Или человек решает в церкви проблемы реализации, самореализации. Или здесь находит сообщество, которое его, неудачника, принимают за своего. Надо же где-то неудачникам собираться. А что, если мы внимательно к себе присмотримся, действительно, мы где-то неудачники, в чем-то невежественны. Действительно, у нас есть какие-то темные пятна в биографии, мрачные страницы. И здесь мы, действительно, находим друзей. И утешение. Но вычерпывает ли вся эта палитра наших переживаний то, что называется вера. Где вера, в чем она состоит?

Мы должны с вами, друзья мои, отличать наши внутренние переживания, эмоции, волнения от того, что есть вера. А также очень четко отличать следует религию от веры.

Что я имею в виду? Мы иногда с верой отождествляем ритуалы, обряды, установку свечей, чтение акафистов и т.д. Это не вера. Это ее оформленность.

Как молодые люди, они могут вступить в брак по расчету взаимному. Вот они стоят в ЗАГСе, невеста в белой фате, жених в черном смокинге, их ждет белый лимузин, все утопает в розах. Все веселятся, а они друг друга не любят. Вы встречали такое в жизни? Неоднократно! Неоднократно! Хотя по форме все правильно. Все очень красиво. Верно все сделано. А семьи нету. В браке они несчастны. Потому что нету любви!

Вот также и в церкви! Может быть обрядовая, религиозная сторона соблюдена полностью, но нету веры, которая одушевляет все это. Поэтому мы часто слышим рассказы о верующих, которые, например, берут взятки, совершают подлости. О священниках, которые говорят какие-то нелепые вещи, совершают поступки. Потому что формально, религиозно человек вовлечен в церковь, а веры нету.

И в чем же она тогда? Если это не ритуалы, не обряды, если это не наша психическая взволнованность, активность. Если это не эмоции, не чувства, что это такое тогда?

Это рука Христа. И голос Христа, Который нас выкликает из нашего безопасного пристанища. Он зовет нас. И вера, прежде всего, – это наша личная встреча со Христом. Это наш отклик на голос Христа Он призывает нас к безумным вещам. Как апостола Петра он выкликнул из лодки. Зачем? Сказал бы: «Сиди! Смиряйся!» Утонешь ведь! Христос ведь знал, что он камнем пойдет под воду. Петр в переводе значит «камень». Значит не случайно это все. Нет, выкликнул.

Потому что вера – это искра, которая высекается между призывом Бога ко мне, лично ко мне, не к моей семье, не к моему народу. Лично я слышу этот голос. Это где-то очень глубоко внутри. Это то, что не раскроешь даже духовнику, бывает. Это то, что не выскажешь. Но этот опыт, если он был, он и зажигает то, что называется вера. Это голос Христа.

Это одна сторона. А второе, что дает этой искре состояться – это мой отклик. Как Петр, который решается пойти в эту стихию. Так и верующий человек только тот, кто решается идти за Христом по Его стопам, то есть по Евангелию жить, на мир смотреть глазами Христа. С близкими поступать, как поступал Христос. И держаться своих принципов. А вы все знаете, вы взрослые люди, что держаться своих принципов – очень дорого стоит. Это очень дорого стоит! Ты можешь потерять друзей, ты можешь потерять работу, карьеру и т.д. Хотя, с другой стороны, если вы придерживаетесь своих принципов, люди всегда будут вас уважать.

Так и верующий человек, он цельным должен быть. Если уж ты верующий, значит, будь верующим. Значит, следуй за Христом. Значит, какие-то вещи совершенно не должны даже звучать. Как апостол Павел пишет: «Среди вас не должны звучать такие слова, как зависть, распри, нечистота, подлость». Даже звучать среди христиан это не должно.

Поэтому, друзья мои, давайте рассуждать, что, собственно, составляет мою веру. И отличать эти два момента, очень важные, конечно же, религию и опыт нашей жизни психической. Потому что иногда человек хочет приблизиться к Богу, выполняя побольше ритуалов: «Надо осветить машину, квартиру, улей, сарай, курятник, – и тогда я спасусь». Нет!

И, наоборот, как поддержать свою веру? Человек начинает себя взвинчивать, рыдать без памяти, закатывать глаза, вздыхать, надевать какие-то платки пять лет не стиранные, собирать камни, есть землю с канавки, и т.д., выжимать из себя какие-то эмоции. Эмоции – это естественно, мы ‑ люди. Мы не можем жить без эмоций.

Но это не вера. Это то, что ее сопровождает только. Поэтому невозможно взвинтить себя искусственно. Невозможно выработать в себе ее. Вера – искра, которая высекается между призывом Божиим и моим ответом. Вот два этих важных фактора должны состояться. Я должен услышать голос Христа и не просто услышать, но и ответить на него.

И вот там, при совпадении этих двух моментов, высекается искра. Не пламя еще, не костер, не пожар, который может согреть. Не опалить других людей, а согреть их. Согреть добротой, согреть любовью. Но еще только искра, которая нуждается в заботе и в поддержке. Она нуждается даже в охране определенной.

Поэтому, друзья мои, Господь всегда к нам обращается. Важно расслышать этот голос, и важно на него ответить. И искру, которая родится после моего ответа, сохранить ее, уберечь. И помнить, что ни какие ритуалы и никакая чувственность, может быть самая тонкая, не приближает меня ко Христу и не делает верующим. Религиозным – да, чувственным, душевным – непременно, но не верующим. Поэтому можно ходить в церковь годами, можно быть даже священником и патриархом и не быть верующим. Такие случаи бывают.

Но мы с вами люди зрелые в христианстве, должны их различать и трудиться над своей верой. Аминь! С праздником!

Проповедь, сказанную 6 августа 2017 года,
расшифровала монахиня Анастасия (Ченикалова) (г. Ставрополь, Россия) 

«Хождение Иисуса Христа по водам» Художник Юлий Юльевич Клевер (1850—1924) 

Julius-Sergius-von-Klever

Похожие записи