lestvichnik

5-я неделя Великого поста. Достойное по делам приемлю

lestvichnikЭта неделя поста, это Воскресенье постное, посвящено преподобному Иоанну Лествичнику – выдающемуся подвижнику VII века. Он прожил 40 лет в послушании своему старцу. В 16 лет пришел в монастырь, в 16 лет! В 20 его постригли. И потом еще 40 лет прожил в послушании старцу. Потом насильно поставили настоятелем монастыря.

На Синае есть монастырь св. Екатерины, знаменитый. Вот этот монастырь вырос из того монастыря, в котором был настоятелем святой Иоанн Лествичник. Он написал знаменитую книгу «Лествица», которую читать нужно с особым вниманием. Очень опасная и сложная книга. Потому что написана для монахов, о монахах и монахам. Причем это пособие для духовной жизни, не просто как учебник некоторый. Вы знаете, есть у нас, например, ученические тетради, есть учебники, а есть пособие для учителя, методички такие. Так вот «Лествица» ‑ это пособие для учителя.

Поэтому, если вы беретесь читать эту книгу, с большой осторожностью читайте. Потому что это написано не просто для монахов, а вы – миряне. А это написано для преподавателей монахов, т. е. для наставников, для духовников.

Поэтому люди, которые читают и не отдают себе отчета, что это книга древняя, в VII веке написанная, написанная для духовников, т.е. старцев, даже не просто для монахов-подвижников, ‑ для старцев, они начинают эту книгу на себя примерять и впадают в депрессию.

Ну, конечно же, вы впадете в отчаяние, в депрессию! Это же не для вас писалось. Поэтому читаем очень осторожно, внимательно, с духовным советом. А может, лучше вообще не читать. Особо впечатлительным товарищам.

Но преп. Иоанн Лествичник для нас важен тем, что он – учитель покаяния. А Великий пост – это как раз школа покаяния. И вот, у Иоанна Лествичника есть замечательная фраза в «Лествице» в главе, посвященной покаянию, он говорит, что покаяние есть такое состояние души, когда душа считает себя достойной всякой неприятности, которая с ней случается.

Вот случилось с вами какое-то огорчение, вас обидели – мы сразу пытаемся что-то доказывать, обижаемся. Некоторые есть такие здоровые люди, полные сил, которые сразу начинают отвечать. Это не христианское поведение. Отвечать злом за зло нельзя никогда. И вот Иоанн Лествичник учит, что мы же все ‑ грешные люди, каждому из нас есть в чем каяться перед богом и перед людьми. Поэтому случилась с тобой болезнь, случилась неприятность с твоими детьми, с близким человеком, ‑ не ропщи. Потому что этим искушением, этим испытанием ты омываешь грехи свои. А, может быть, даже грехи своего рода.

Мы не знаем всех тайн Божиих, мы не знаем всей картины. Поэтому Господь нам доверяет нести какой-то крест свой. Вот мы и должны его нести с этим чувством покаяния. И с тем, что я достоин того, что со мной такое приключилось.

У Александра Сергеевича Пушкина был друг ‑ Федор Иванович Толстой – человек настолько богатый здоровьем, неистовый в своих каких-то силах, что такого хулигана среди дворян сложно было найти в его время. Понимаете, начало 19 века. Дворянин известной фамилии – Толстой. Устраивает в Петербурге постоянно просто страшные «фейерверки», что называется, дуэлянт – всех подряд на дуэли вызывает, всем досаждает, обманщик, шулер карточный, постоянно пропадает с цыганами где-то, устраивает какие-то дебоши. Родные не знают, что с ним делать. Договорились через знакомых, чтобы его отправить в кругосветное путешествие с Крузенштерном.

Представляете, если бы у нас была такая возможность: купил жене билет в кругосветное путешествие и спокойно год или сколько живешь и спасаешься. Или наоборот, жена мужу купила. Но сейчас с кругосветными путешествиями очень сложно. Тогда было проще.

И вот они его «сплавили», и он так достал команду!… Он, например, выдрессировал обезьяну, чтобы она залила чернилами корабельный журнал. То есть все записи, важнейшие, научные, которые ученые там оставляли, все залила. Потому что он ее научил. Издевался, устраивал шутки жестокие над священником местным корабельным… Дошло до того, что он даже бороду потерял, этот священник, из-за происков этого Толстого.

Не выдержав, капитан высадил его на Аляске. Вот прямо не было сил с этим Толстым сражаться. Остановились, высадили, быстрее отплыли, чтобы он на плоту не догнал.

Но я почему это рассказываю? Он добрался потом до Петербурга через три года. Через Камчатку и т.д. Продолжал устраивать безобразия всякие. Женился, в конце концов, на цыганке, и она ему родила 12 детей. Сильный был мужчина, здоровое было время, свежий воздух.

Зачем я вам это рассказываю? Она родила ему 12 детей. 11 из них умерли. И вот смерть первого ребенка настолько его потрясла, что человек обратился к Богу. Вот только тогда, когда он начал терять, он обратился к Богу.

И вы знаете, он составил себе список из тех людей, которых он убил на дуэли. Оказалось, 11 человек. И вот, когда у него умирал ребенок, он напротив имени убитого человека писал «квит» и поминал их за упокой постоянно.

И вот, когда у него этот список заполнился, 11 детей у него умерло, и родилась 12-я девочка, он перекрестился и сказал: «Господи! Вот эта уже точно не умрет!» И, действительно, она не умерла. То есть он принимал это как искупление за те злодеяния, которые он совершал. После этих утрат, потерь, человек стал тихий, кроткий, смиренный.

Но почему нам непременно нужно потерпеть жестокий урок?! Почему нам непременно нужно боль перенести, чтобы стать людьми? Почему нам непременно нужны такие жёсткие вразумления? Почему до нас так тяжело доходит, что с людьми нужно обращаться человеколюбиво, внимательно, добро, нежно? Внимательным быть к своим родителям, детям. И особенно к своим обязанностям – и на работе, и дома – везде. Стараться быть человеком.

Иногда Господь попускает вот такие сложные обстоятельства, чтобы сокрушить человека. Чтобы сердце каменное растопить. Вспомнить, что есть «больно» на земле, есть люди, которые страдают. Нельзя все себе «грести» двумя руками.

Нельзя жить ради себя! Нельзя быть эгоистом! Надо людям помогать, сочувствовать. Может быть, даже от себя отнимать какой-то кусок, чтобы только человека утешить, поддержать. И это и есть, кстати, действие покаяния. Оно не только в том, что вы пришли в церковь на исповедь или же там поставили свечку, написали записку.

А в том, чтобы деятельно искупать. Нам же каждому есть что искупить! У каждого на совести есть что-то.

Господи, вот помолюсь за человека, вот помогу какому-то близкому, отнесу продуктов старушке. Может быть, самое главное Господь спросит с нас за родителей, за супругу спросит, за детей спросит, за друзей, за тех людей, которые рядом, близко. Не надо далеко ходить! Мы можем собирать там детям Анголы какие-то продукты, а рядом человек – старушка – будет копейки считать до пенсии. А можно было бы помочь! Вот это у нас есть такая, знаете, дальнозоркость что ли. То, что близко, не видим, а что вдали – отвечаем всем сердцем.

Поэтому покаяние – это деятельное состояние человека. Надо искать добрых дел. Чтобы лишний раз искупить не только свои проступки и пороки, но и за род за наш помолиться.

Потому что сколько поколений там за мной – дедов, прадедов, праматерей, отцов… И тоже ж грешили люди, бывало. И крепко грешили, бывало так! Особенно в безбожный век.

А кто за них будет трудиться? Кто за них будут милостыню подавать, кто за них будет молиться? Кто им даст свои руки и средства, чтобы они милостыню подали, чтобы они искупили свои грехи? Это мы сделаем!

Поэтому, покаяние – это деятельное состояние человека. Не только души, но даже и тела. И, как говорил преподобный Иоанн Лествичник, сознание того, что «достойное по делам моим приемлю»: неприятности, случающиеся со мной, я заслужил.

Поэтому никакого ропота, никаких обид!

Задание на неделю: если приключится с нами порицание, неприятность, обида – стойко сносить! Не нужно провоцировать, конечно: «Ну, обидь меня…» Бегать за женой, конечно не надо. У нас и так хватает всякого. Сами знаете, каждый день приключается что-нибудь и без поиска этих обид. Но если что-то случилось, снесите с кротостью, спокойно. Не огрызайтесь.

Скажите про себя: «достойное по делам моим приемлю», как говорил благоразумный разбойник.

Достойное по делам моим приемлю! И, может быть, эта ваша кротость в обиде, это ваше прощение – какое-то будет искупление в копилку вашего рода. Что-то «спишется», как старцы говорили.

Вот, друзья мои, такое задание!

Неделя будет очень красивая и интересная. У нас в среду, напомню вам, Мариино стояние. Надо сходить на эту службу! Красивая служба. Покаянный канон и житие Марии Египетской читают.

В пятницу вечером ‑ вечер Акафиста Божией Матери. Уникальная служба, раз в году только такая служба совершается, когда четыре раза мы выходим, поем всем храмом Акафист Божией Матери. Красиво алтарь украшают, каждение – очень красивая служба!

Крепости вам! Отпостились уже большую часть, так что осталось чуть-чуть. Надо держаться!

Вот так! С Богом!

Архимандрит Савва (Мажуко)

Проповедь, сказанную 26 марта 2017 года, расшифровала монахиня Анастасия (Ченикалова)

Похожие записи