Иоанн Кормянский и другие святые
31 мая в агрогородке Корма Добрушского района, там, где расположился Свято-Иоанно-Кормянский женский монастырь, пройдут большие церковные торжества, посвящённые 20-летию со дня канонизации святого праведного Иоанна Гашкевича или, как чаще говорят, Иоанна Кормянского (1837–1917). В настоящий момент этот человек является, пожалуй, самым известным православным святым Гомельщины – после, разумеется, святителя Кирилла Туровского (1130–ок. 1182). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в конце 2017 г., решил представить батюшку Иоанна к общецерковному почитанию.
РАДОСТЬ, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Но то, что православным христианам доставляет радость, у представителей ряда иных христианских конфессий способно вызвать недоумение, печаль и насмешки. Протестанты отвергают православный культ святых, видя в нём рецидив языческого многобожия. Молитвенное обращение к святым кажется им совершенно напрасным, «ибо един Бог, един и Посредник между Богом и людьми – Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5–6). Если христиане могут воззвать в своих нуждах непосредственно к своему Спасителю, то зачем просить о помощи каких-то других «заступников Небесных»? «Заступников перед кем?» – спрашивают протестанты. Неужели перед «немилосердным» Богом, Который Сам во всём не может разобраться? Что же касается православного отношения к святым мощам, то не замешано ли оно на жутковатой некрофилии и самом настоящем магизме?
Юбилей Иоанна Кормянского даёт хороший повод ответить на подобные вопросы – и ответить не в порядке межконфессиональной ругани, а, наоборот, с большим желанием мира между теми людьми, кого вдохновляет Евангелие Христово.
СВЕТ МИРА
«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5: 48), – убеждал своих учеников Иисус Христос, вочеловечившийся Бог. Как этого достичь? Например, «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 44–45).
Вы можете так относиться к окружающим? Вот и у меня плохо получается… А ведь к этому призваны все люди, принявшие крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа! Святыми становятся те из нас, кто дальше всех прочих смогли пройти по пути подражания Христу и, значит, богоуподобления, те, кто вследствие чистоты своей жизни «…соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1: 4).
Они такие же, как и мы – существа из плоти и крови, с запахом пота и пределом человеческих сил. Вот только они более ответственно и бережно отнеслись к образу Божиему, по которому был создан человек. И если во мне это образ до сих пор хранится как жемчужное зерно в навозное куче, то через их слова и поступки он проступает со светоносной очевидностью – в назидание всем.
Святые – это люди, на которых исполняются слова Спасителя: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:14–16).
Теперь вам понятно, что православное почитание святых – это ещё одна форма почитания Самого Бога? Святые не заслоняют, а являют Христа в нашем мире, служат свидетелями и поручителями того, что Божье дело на Земле продолжается!
ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ СВЯТОСТИ
Святой Иоанн Кормянский жил в те времена, когда по Российской империи уже широко распространялись религиозное безразличие и неверие. Он предупреждал своих односельчан и пасомых о надвигающихся на страну грандиозных потрясениях. Незадолго до смерти батюшка произнёс загадочную фразу: «Будут прыгать на мне, но гроб будет крепким…».
Всё вышло по его словам. В пору гонений на Церковь храм, в котором о. Иоанн служил, был закрыт новыми властями и сгорел, а на месте священнической могилы появилось футбольное поле… Однако местные жители сберегли благодарную память о добром батюшке с нелицемерной верой, сделавшем для Христа и людей гораздо больше, чем предполагал сан протоиерея. Бог же, как выяснилось в 1991 г., сохранил его тело от тления.
Обретение мощей Иоанна Гашкевича и чудеса, с ними связанные, официальное прославление батюшки как местночтимого святого в 1998 г. и открытие через два года Свято-Иоанно-Кормянского женского монастыря – все эти события стали важными вехами на пути Второго Крещения Белой Руси. Православная Церковь, по «останкам» которой в XX в. так же, как по гробу священника, «прыгали» враги, уцелела и поднялась к новой жизни. Христос в очередной раз не позволил исчезнуть Своему церковному Телу (Еф. 1: 22–23). Как Он это сделал? Во многом при помощи святых подвижников, которые и до этого веками сохраняли догматическую чистоту и нравственный авторитет христианства.
«Ибо святые, – писал преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022), – приходящие из рода в род через делание заповедей Божиих, сочетаются с предшествующими по времени святыми, озаряются подобно тем, получая благодать Божию по причастию, и становятся словно некоей золотой цепью, в которой каждый из них – отдельное звено, соединяющееся с предыдущим через веру, дела и любовь, так что они составляют в едином Боге единую цепь, которая не может быть легко разорвана».
НЕБЕСНЫЕ ХОДАТАИ ЛЮБВИ
Завершив свой земной путь, святые не перестают принадлежать к Церкви Христовой и сообщаться со своими единоверцами, оставшимися на Земле. И к нам, православным христианам XXI в., обращены следующие слова апостола Павла: «…вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу…» (Евр. 12: 22–24).
Отошедшие в Вечность святые не потеряны для нас, земных, а мы не закрыты для них, небесных. Иоанн Кронштадтский (1829–1908), сам впоследствии прославленный Церковью в лике святых, объяснял это так: «Святые всегда видят нас по благодати Божией, потому что они в Боге и Бог в них, они един дух есть с Господем (1 Кор. 6: 17), а Господь всё видит, всё слышит. Поэтому, смотря в церкви, например, на лики святых Божиих, верь, что они видят тебя, наипаче же твоё сердце».
Следует добавить: святые не просто нас видят — они сопереживают нам и хотят помочь. Почему? Потому, что их души преисполнены любви, а «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8). Если до Воскресения Христова ещё можно было в этом усомниться, то теперь христиане твёрдо знают: любовь в конечном счёте сильнее смерти, и её невозможно придавить крышкой гроба.
Одним из высших проявлений любви является молитва. На страницах Нового Завета неоднократно звучат призывы и просьбы к христианам молиться друг за друга (Рим. 15: 30 и др.). Казалось бы, зачем, ведь каждый из нас мог бы обратиться непосредственно к своему Творцу? Но именно Бог желает, чтобы мы таким образом упражнялись в любви и научались смирению, крепили единство Церкви и, спасая других, спасались сами.
Молитвенное обращение к святым не отменяет и не заменяет наши молитвы к Богу, но создаёт между христианами отношение молитвенного соработничества. Не переставая молиться Самому Всевышнему, православные просят святых помолиться вместе с ними, «потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить из с земли)» (1 Петр 3: 12). Всё это говорит не о том, что в Православной Церкви святые обожествляются, а, скорее, о том, что верующие люди здесь склонны трезво оценивать себя и не надеяться на собственную праведность.
ИЗБРАННЫЕ СОСУДЫ ДУХА
От одного протестантского проповедника, некогда приезжавшего в Гомель, мне довелось услышать, что православие признаёт материю злым началом мироздания и учит видеть в человеческом теле скверну. Всем, кто так думает, хочется задать вопрос: «А чему же так шумно радуются православные христиане, когда кричат в пасхальную ночь, что Христос воскрес, и на каком основании они почитают мощи своих святых?».
Вообще, святыми мощами в православной традиции называются любые останки праведного человека, независимо от степени их сохранности. Но особую известность приобретают нетленные мощи, такие, например, которые были обретены при раскопке могилы святого Иоанна Кормянского. Они являются лишним свидетельством в пользу того, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2: 23).
Вопреки тому, что говорят некоторые критики, Православная Церковь высоко ценит тело, рассматривая его как важную составную часть человеческой личности, которая, подобно душе, нуждается в освящении и спасении. Апостол Павел строго переспрашивал христиан: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои»? (1Кор. 6: 19).
Что касается православных святых, то они многое сделали для того, чтобы в их телах-храмах, живых или мёртвых, мог свободно священнодействовать Сам Бог. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) писал по этому поводу: «Не смотри на то, что лежит перед тобою нагое тело мученика, лишённое душевной деятельности, а смотри на то, что в нём присутствует иная сила, высшая самой души, благодать Святого Духа, которая своими чудотворениями удостоверяет всех в истине воскресения».
Не верите? Считаете, что всё это одни слова? И вправду, зачем об этом много говорить! Вы лучше поезжайте в Корму и посмотрите своими глазами!
Александр ЕЛОПОВ