graf-Muravjev

Генерал-губернатор Михаил Николаевич Муравьёв

graf-MuravjevНе будет ошибкой утверждение о том, что одна из самых скверных черт, которая только может портить характер человека, — это неблагодарность. Недаром мы стараемся не общаться с неблагодарными людьми, не иметь с ними никаких дел. Но это в быту. А ведь как опасна может быть неблагодарность историческая, когда в роли такого человека может выступить весь народ, как носитель исторической памяти! именно о таком случае хотелось бы вспомнить в эти осенние дни.

12 октября исполняется 219 лет со дня рождения человека, чей образ в памяти всего белорусского народа оклеветан настолько, что отмывать его придётся не одному поколению. Речь идёт о губернаторе Гродненском, Могилёвском, Витебском и генерал-губернаторе Виленском Михаиле Николаевиче Муравьёве.

Родился Михаил Николаевич в дворянской семье. его отец, Николай Николаевич, был известным в российской империи общественным деятелем. уже в четырнадцать лет юный Михаил поступает в Московский университет на физико-математический факультет, где при поддержке отца основывает Московское общество математиков с целью распространения математических знаний в народе. В шестнадцатилетнем возрасте он уже предстаёт перед нами героем Бородинского сражения, где был тяжело ранен, а затем награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом.

Военная карьера Михаила Муравьёва продвигалась очень успешно: заграничный поход русской армии в Европу, когда армию Наполеона гнали до самого Парижа, затем участие в Кавказских войнах. Но «бородинская» рана давала о себе знать. Поэтому службе военной пришлось предпочесть службу гражданскую. С 1827 года судьба Михаила Николаевича тесно связана с белорусской землёй. Начинал он здесь службу в чине витебского вице-губернатора. Там же, в Витебске, он столкнулся с интересной особенностью белорусских губерний: должности российских государственных чиновников занимали люди, откровенно ненавидящие российское государство. Это были польские шляхтичи, мечтавшие о восстановлении Речи Посполитой от Балтийского до Чёрного моря. Когда вспыхивает мятеж в Варшаве, Муравьёва назначают вести следствие над повстанцами на белорусских землях. И нужно сказать, что вовлечённых в смуту крестьян и мелких шляхтичей он отпускал по домам безо всяких разбирательств. В этом проявился его истинный гуманизм, и популярность Михаила Николаевича в народе резко выросла.

В 1863 году в Польше вспыхивает новый мятеж. Появляется необходимость в твёрдом, волевом руководителе белорусского края. таким руководителем и становится Михаил Николаевич Муравьёв, назначенный Виленским генерал-губернатором. Белорусские земли в тот момент стали ареной драматических событий. Сегодня всё чаще вспоминают жертв, замученных повстанцами. Была даже издана книга о священнике Данииле Конопасевиче, повешенном польскими бандитами на глазах собственных детей. Но всё же, к большому сожалению, очень многие белорусские историки по-прежнему занимаются бездумным переписыванием польских книг, где точка зрения одна: повстанцы – герои, а Муравьёв – палач. Это при  том, что после усмирения бунта наказано было только 16% его участников! Эти историки говорят о том, что Муравьёв душил белорусскую культуру, но при этом никогда не вспомнят, что «Гутарка старога вольніка з новымі пра іх справу» и «апавяданні на беларускай гаворцы» были изданы именно в годы губернаторства Михаила Николаевича. образовательная реформа Муравьёва привела к открытию народных училищ и учительских семинарий, одну из которых, в Несвиже, закончил будущий белорусский поэт Якуб Колас.

Подъём духовной жизни края также связан с именем Михаила Николаевича. Его стараниями восстанавливались старые храмы (Жировичский монастырь и Коложская церковь в Гродно), в униатстве начиналось возрождение православных обрядов, священники стали получать приличное жалование, произошло воссоединение униатов с Православной Церковью. Часто можно встретить в исторической литературе термин «церкви-муравьёвки». Это те самые православные храмы, которые выросли на белорусской земле стараниями нашего великого губернатора. Стиль этих церквей угадывается и в более поздних храмах, например, в Воскресенском соборе города Борисова. Михаил Николаевич также распорядился приобрести триста тысяч православных крестиков для белорусов и бесплатно раздавать их по 135 на приход. Эта акция стала началом широкого общественного сбора средств на закупку нательных крестиков для белорусских крестьян. Ни до, ни после Муравьёва такой щедрости прихожане-белорусы не видели от своих светских властей.

Генерал-губернатор Михаил Муравьёв положил свою жизнь на алтарь служения Церкви, отечеству и белорусскому народу. Будем же благодарными потомками, а не иванами, родства не помнящими!

Алексей МИТРОФАНОВ для «Правило веры»

Похожие записи