chenstohovskaja

19 марта – праздник иконы Божьей Матери Ченстоховской

chenstohovskajaКак вы думаете, чем более всего знаменит евангелист апостол Лука? Ну, кроме того, что написал одно из четырёх Евангелий. Правильно, предание определяет его ещё и первым в истории иконописцем. Самый известный тип иконы Пресвятой Богородицы – Одигитрия – считается произведением апостола. Всего же его руке приписывают по меньшей мере пять икон, три из которых находятся в России, одна в Италии и одна в Польше. История наших Владимирской, Тихвинской, Фёдоровской икон довольно широко известна и многократно описана. Образ Пречистой Девы Никопея, украденный крестоносцами в Константинополе в 1204 году, по сегодняшний день хранится в венецианском соборе Святого Марка. А вот пятая икона, образ Божией Матери Ченстоховской имеет весьма драматичную историю. Обратимся же к ней подробнее.

В 326 году римская Императрица Флавия Юлия Елена Августа, более известная нам как Равноапостольная Елена, в почтенном возрасте, около восьмидесяти лет, совершила паломничество на Святую Землю. Там она при содействии Иерусалимского епископа Макария I приняла участие в раскопках на Голгофе, нашла пещеру, где был погребён Спаситель, Животворящий Крест Господень, четыре гвоздя и табличку с титлами INRI. Здесь же она получила в дар икону Пресвятой Богородицы с тёмным ликом и привезла его в тогдашнюю столицу Римской Империи – Константинополь. Так гласит предание.

Современные же искусствоведы утверждают, что написана была икона не раньше IX века и принадлежит византийской иконописной школе. Какую бы сторону мы не принимали, достоверная история Ченстоховского образа прослеживается только с XIII века. В то время на самом западе Руси находилось Галицко-Волынское княжество (сегодня – Западная Украина). Жил там народ русский православный, до самостийности и бандеровщины было ещё далеко. И правил ими князь Лев Данилович, сын первого на русских землях короля – Даниила Романовича Галицкого. Этот-то князь и перевёз тёмную икону Божьей Матери, прославившуюся многими чудесами на Галицкой земле в город Белз. В связи с этим первый раз и упоминается Ченстоховский образ Богородицы. С тех пор, однако, недолго он находился в руках православных. Опасаясь монгольского завоевания, правители Галича и Волыни активно искали себе союзников на Западе. Хотя, им, конечно, простительно. В отличие от нас сегодняшних, с богатым историческим опытом, они ещё не знали, чем может быть чревата такая дружба.

После смерти Льва Даниловича вчерашние друзья Галицкой Руси – Великое княжество Литовское, королевства Венгерское и Польское – как стервятники набросились на ослабевшую державу, отрывая от неё по куску. К слову, даже наш Брест был отторгнут литовцами именно от Галича. Город Белз переходил из рук в руки и в 1377 году был дарован силезскому князю Владиславу Опольчику. Этот польский магнат, убеждённый католик, прознав, что где-то в его владениях пребывает древняя чудотворная икона, решил прибрать её к рукам и передать в какой-нибудь католический приход. Так образ Пречистой Девы из Белза оказывается в польском городе Ченстохове, в монастыре Ясна Гура ордена паулинов. С 1382 года и по сегодняшний день икона Ченстоховской Божьей Матери пребывает в этой обители, хотя историю её нахождения там нельзя считать спокойной.

В начале XV века в Восточной Европе возникло религиозное движение гуситов, последователей чешского проповедника Яна Гуса. Самые радикальные гуситы по методам своим мало отличались от большевиков XX века: громили храмы, монастыри, грабили и убивали священников и монахов. Не избежала нападения гуситов и обитель Ясна Гура. Чудотворную икону удалось спасти, но по преданию два рубца на пречистом лике – следы от гуситского клинка.

XVII век в польской истории был веком бунтов, восстаний и войн. В 1655 году войска шведского короля захватили почти всю Польшу и взяли в осаду монастырь паулинов. Стойкость его защитников стала для поляков знамением покровительства Пресвятой Богородицы. Король Ян Казимир II провозгласил Божью Матерь Ченстоховскую защитницей и покровительницей Польши, каковой она и почитается по сегодняшний день.

В конце того же столетия Ченстохову посетил русский путешественник Пётр Андреевич Толстой, который оставил подробное описание образа: «<…> из упомянутого большого костёла есть ход налево через паперть в тот костёл, где стоит чудотворный образ Пресвятой Богородицы письма евангелиста Луки. Та святая икона размером подобна нашей иконе, что стоит в соборе Москвы, тоже письма евангелиста Луки, и именуется Владимирской. Упомянутая святая Ченстоховская икона поставлена в римском костёле над алтарём высоко и закрывается серебряной доской, которая задвигается сверху, а на этой серебряной доске отлит образ Сошествия Святого Духа изящной работы. Киот этой святой иконы выполнен из орехового дерева, оклад – из серебра, дивно выполнена на ней риза бархатная, цвета алого, украшенная алмазами, рубинами, изумрудами, золотыми цепями и крупным жемчугом. Вокруг этой святой иконы множество золотых и серебряных досок, на которых отчеканены и отлиты разные образы. Под ней же лежат две золотые булавы с камнями, положенные некими польскими гетманами. В том же костёле на стенах и под иконой много разных сабель в золочёных ножнах с камнями. Перед образом с двух сторон стоят шесть подсвечников серебряных и пять больших лампад, в которых горит масло. Саму икону открывают во время пения на службе и для приходящих молящихся».

Эпоха наполеоновских войн открыла новую страницу не только в мировой истории, но и в истории Ченстоховской иконы Божьей Матери. В 1813 году обитель Ясна Гура была взята русскими войсками. Настоятель монастыря преподнёс русским командирам точный список иконы, который был доставлен в Казанский собор Санкт-Петербурга. Так русские православные верующие получили возможность вновь прикоснуться к древней нашей святыне. 

диакон Алексей МИТРОФАНОВ для монастырского еженедельника «Правило веры»

На фото прибытие списка Ченстоховской иконы Божией Матери международным крестным ходом в г. Гомель. 23 июля 2012 г.

Похожие записи