Две недели до Великого поста, а это значит, что сегодня воскресенье, когда мы читали с вами отрывок из Евангелия от Луки 15 главы – притчу о блудном сыне. Мы все ее очень хорошо знаем и каждый раз, когда перечитываем эти строки, конечно же, размышляем над образами, которые Господь вылепил в этой притче, применяем к себе фигуру блудного сына, блудной дочери, и вздыхаем. Потому что «усё» про нас, «усё» правда, чистая правда, так и есть. Но я хочу обратить ваше внимание, друзья мои, в этот раз на одну деталь в этой притче, которая очень-очень важна для нашего времени, особенно для нашего времени, для нашего человека современного, для христианина. Этот несчастный младший сын, который так бездарно растратил свое наследство, решил вернуться к отцу и первое, что он предпринял, он отказался от достоинства сына. Он про себя повторил, а потом еще и отцу сказал, что «я недостоин называться твоим сыном». Недостоин. А что сделал отец? Он даже и разговаривать не стал, не дал ему закончить приготовленную речь: «Вот мой сын, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

В какие бы ямы человек не впадал, какие бы жуткие грехи не совершал, он все равно остается чадом Божьим. Это нам очень-очень важно знать, потому что, увлекаясь аскетической литературой, монашеской, мы как-то теряем границы, берега и все, что связано с человеческим достоинством, спешим подверстать под определение гордости, гордыни и отказываемся от человеческого достоинства. Этого ни в коем случае нельзя делать. Есть что-то такое «холопское» в нашей крови, «лакейское», причем это не просто холопство выученное, но холопство с каким-то особым сладострастием, человеку как будто нравится быть холопом, ему нравится быть рабом, мы будто бы ищем, кому руку поцеловать. Вот почему я и говорю очень часто о том, что нам надо отказаться даже в церкви от этой практики целования рук у священника, у епископа, не потому что это как-то демонстрирует нашу позицию по отношению к священнику, а потому что наши люди как-то никак не могут сбросить с себя эту болезнь – непременно быть кому-то холопом.

И мы с этим сладострастием холопским и монашеские книги читаем и, вычитав оттуда о гордости, о смирении, все, что угодно, называем гордыней. Хвалить детей нельзя, говорим, это гордыня. Нельзя видеть свои успехи, нельзя к ним стремиться – это гордыня и, самое противное, что это воспитывает какую-то категоричность по отношению к другим людям. Очень легко люди как-то развешивают ярлыки: «Вот этот батюшка гордый, а эта вот тоже пошла, смотри, нос задрала, наверняка тоже гордая». Все кругом – гордыня. Вот эта детей собирается в университет отправлять, а что такое высшее образование? Гордыня. Наука – гордыня. Искусство – гордыня. Все кругом гордость. Человек встает на защиту своего собственного достоинства или жены, или детей, ему говорят: «Остановись, это гордыня! Нельзя так!». Ты говоришь: «Я десятилетиями создавал своими слезами, своим потом и кровью, пришел какой-то самодур, который в одночасье растоптал мой труд, труд всей моей жизни, и я буду молчать?». Ему со всех сторон говорят: «Конечно, молчи! Иначе – гордыня!»

Человеческое достоинство – это никакая не гордыня, это признак свободного человека и Господь призывает нас быть сынами и дочерьми, а не рабами и рабынями, не холопами, не лакеями, не крепостными. Прямо смотреть, прямо держаться, держать голову высоко, потому что мы дети Божьи, мы образ Его носим на себе. Это великая ответственность, потому что, если я образ Божий на себе ношу, я не могу себе позволить ложь, подлость, обман, мелочность, а, с другой стороны, я никому не должен позволять на этот образ, на это достоинство посягать. Если я уважаю свой труд, если я уважаю дело, которым занимаюсь, и вижу свои сильные стороны – это не гордость, это просто человеческое достоинство. Это осознание своей силы, потому что, если человек не осознает своих сил и возможностей, он не способен ни к какому делу вообще, а Господь нас призывает именно к делу.

Евангелие – это книга дел. Посмотрите, как называется следующая за четырьмя Евангелиями книга – «Деяния святых Апостолов». Не «Мысли святых Апостолов»: знаете, мы поверили, сели и думаем, размышляем, молчим и молимся, перебираем четки. Нет, написано: «Деяния Апостолов». А могли бы написать «Покой святых Апостолов» – это как они сели все дружно или замуровались в стены и молчат. Нет, они действовали и действовали, шли, проповедовали очень дерзновенно. Апостол Павел говорил: «Есть мне чем хвалиться». Смиреннейший человек из всех христиан говорил: «Да, мне есть чем хвалиться. Почитайте мою похвалу безумию». Потому что человек ясно и трезво оценивал свои силы. Вот, в чем смирение состоит. В трезвом взгляде на самого себя, на свои достоинства и недостатки. А зачем нужен этот взгляд? Не потому, чтобы кокетничать перед Богом, а для того, чтобы быть готовым к делу.

Господь, когда призывал пророка Исайю, говорит: «Кого Нам послать? Земля пуста. Не на кого мне опереться». Исайя, который говорил, что он слаб, никуда не годится, как только услышал, что на дело нужно идти, он сразу: «Вот я, пошли меня». Только человек с достоинством, только человек свободный, уважающий себя, способен и других уважать – это никакая не гордыня. Поэтому в этой притче подчеркивается это достоинство сына, достоинство сыновства. Отец не оправдывает его поступки, вовсе нет. То, что он сделал, не хорошо. Вещи нужно называть своими именами: зло – зло, добро – добро, удача – да, талант – да. И не кокетничать: «Ой, я смиренный, понимаете, недостойный». «Действительно, вы – грешный, недостойный». «Что? Как вы смели?»

Давайте, друзья, будем честны с самими собой. И свободу внутреннюю, и достоинство нужно воспитывать, потому что это задача, если хотите, вообще государственная. Мы остаемся, по-прежнему, народом-«младенцем». Мы все ждем, что они там все решат наверху: где-то кто-то придет, какой-нибудь вождь, руководитель за нас все решит. А мы тихонечко примем или будем роптать, или жаловаться. И в церкви то же самое, потому что церковь – это не попы, не патриархи, не митрополиты, церковь – это народ Божий весь. Конечно, очень просто свалить всю ответственность на попов: «Вот они что-то там не так все делают, не так решают». А мы? Каждый из вас есть церковь. Мы собираемся в церковь. Апостол Павел говорит: «Когда вы собираетесь в церковь». Он имеет в виду не здание, куда мы идем утром и ругаемся: «Кто там опять мои ботинки не почистил и сколько можно спать?». А мы сами из себя представляем церковь, каждый из нас – это элемент церкви, очень важный, и потому ответственность за жизнь церкви тоже нужно брать на себя. Свободный человек – это человек, который берет ответственность на себя. И поэтому холопство и рабство среди нашего народа живет, что не хочется брать ответственность: там они что-то решат, нам выдадут, распишутся за нас, примут Конституцию, потом отменят, назначат царя – нехай. Вот так в шестнадцатом веке белорусский народ и называли: эти «нехаи». Нет, друзья мои, мы дети Божьи, дочери и сыновья, поэтому и к вере своей нужно относиться серьезно, к жизни церковной, к духовной жизни и, самое главное, не позволять себе категоричности такой, особенно в отношении чужой жизни. Это совсем никуда не годится. Всех расписали: эта гордая; этот алкоголик; этот не пьет, но имеет склонность, держаться подальше; эта тщеславна; этот скорее всего веру продал по дешевке, с этим тоже не водись. Всех расписали. Да что же это такое? Где еще, как ни в церкви, мы должны учиться щадить друг друга? Быть деликатными, тактичными – это очень-очень важно.

Друзья мои, напоминаю, что до Великого поста осталось две недели. Это говорит о том, что надо наверстать, уже сейчас браться. Время постное – очень сложное, вы все работаете, есть свои заботы, тут еще эти службы будут, поэтому я вас призываю сейчас отдыхать. Не зря Господь отдельный день отдыха выделил, и сказано, что «Господь почил от дел своих». Если Господь любит отдыхать, я думаю, что и мы, как дети Божьи, должны подражать своему «папке». Хорошенько отдыхаем, правильно питаемся. Обратите внимание в нашей газете есть портрет такой жареной курицы с апельсинами, что это: «Боже мой!». Это именины сердца, можно вырезать, повесить на стену и, знаете, когда грустно, посмотреть, что есть в жизни моменты, ради которых стоило прожить эту жизнь. Поэтому берите газету – там рецепт – обязательно нужно сделать курицу. И потом, друзья мои, очень вам советую такое простое духовное упражнение – мы говорили с вами сегодня о достоинстве, о свободе – есть самое простое духовное упражнение, которое не требует даже особого молитвенного настроения, оно называется так: «Держите осанку!» Это очень помогает. Оказывается, даже это помогает вырабатывать серотонин в крови. Грустно? Тяжело? А вы держите осанку! Вот как наши дворяне: всякое в жизни у них случалось, но люди держали осанку и как-то выживали все время, и на расстрел как-то красиво шли. Вот простое упражнение на предстоящую неделю.

С Богом, друзья мои!

Архимандрит САВВА (Мажуко)

16 февраля 2020 года