vecherja

vecherjaДрузья мои, сегодня особый день – Великий четверг. День, когда было установлено таинство Евхаристии, день, когда мы вспоминаем Тайную Вечерю, и поэтому по традиции каждый христианин в этот день старается причаститься Святых Христовых тайн. Потому что в Евхаристии мы приобщаемся к жизни самого Бога, становимся более живыми, чем мы есть.

В Евангелии от Иоанна Господь говорит, что Он пришел на землю, чтобы мы имели жизнь, имели с избытком. Это самая главная цель явления Христа в нашем мире, Боговоплощения и всех тех событий, которые связаны с воплощением Бога, Творца этого мира. Перед нашими глазами проходят в эти дни все драматические сюжеты этой седмицы.

Сегодня читалось очень длинное Евангелие, вы слышали, как в потемках Палестинской ночи мелькали лица, руки, проносились какие-то воины с оружием. Христос рядом со своими учениками, чтобы совершить Тайную Вечерю. Петр, Иуда, первосвященники – все эти события драматические. Это тончайшие богословские открытия, которые не каждому человеку доступны.

Но то, что доступно каждому из нас – это знание от том, что тот дар жизни, который дает таинство Евхаристии, только для доброго сердца. Как бы вы не соблюдали пост, сколько бы не читали Священного Писания, как часто бы вы не причащались, даже на самые большие праздники: и Великий четверг, и Великую субботу, и на Пасху, а перед этим еще и пособоровались, тщательно поисповедовались. Он дается каждому человеку, даже самому грешному, может, очень недостойному человеку, каждому дается этот дар и у каждого он может быть отнят. Потому что хранится этот дар жизни, дар Евхаристии, только в добром и милостивом сердце.

Апостол Павел написал 14 посланий и в каждом из них он умоляет своих учеников избегать распрей, жестокости, ревности и религиозной суеты. В одном послании он говорит: «Ну что же это такое? Я же вас учу свободе, а вы опять возвращаетесь к этим законническим предписаниям, наблюдаете за календарем, пренебрегаете радостью житейской. Я же вас к свободе призываю, почему вы постоянно к этому возвращаетесь?» И, самое главное, против чего выступал он: «Ну вы же христиане! Почему среди вас зависть, злоба, жестокость, почему брат на брата идет, почему родители на детей, а дети на родителей?»

Какой бы великий дар не дала бы нам Евхаристия, Крещение, он может быть отнят, потому что хранится он только в добром сердце, там, где есть доброта и милосердие. Где злоба, ненависть, этот дар просто не может там ужиться. Поэтому, друзья мои, люди мудрые так внимательно наблюдали за собой. Бывает очень грустно наблюдать, как человек, который читает Писание, придаётся духовным упражнениям, элементарное испытание, – например, машина не заводится или еще что, – как тут же вулкан страстей, как будто бомба замедленного действия в нем сидела. Ну ты же только что причастился, и вдруг такая вспышка злости и раздражения. Значит, она там сидела эта злость, значит, все наши упражнения и пост, и молитва не вылечили тебя от злости. А единственное, ради чего это делается, ради чего мы молимся, ради чего мы ходим на исповедь, – чтобы потерять способность быть злыми, потерять способность ненавидеть, завидовать, раздражаться. Вот ради чего это все. Не потому, что мы должны выполнить предписание. Может, мы выполняем эти предписания ради комфорта: все я выполнил, все в порядке. Положено было исповедоваться – я это сделал, положено было причаститься – я и это сделал. Все теперь у меня как положено: птички поставлены, я успокоен, с Богом у нас все налажено, Господи, я тебе дал свое, свое я получил, теперь ты меня не трогаешь, я тебя не трогаю – все очень просто. Не ради этого все это. Пост не ради нашего комфорта, молитва не для того, что Бог хочет, чтобы мы истязались длинными богослужениями. Это все лекарство от злости, это все лекарство он ненависти – вот ради чего. Поэтому, друзья мои, нам грустить нельзя, нам надо идти правильным путем. А этот путь очень просто формулируется – это путь доброты и милосердия.

Аминь!

Архимандрит САВВА (Мажуко), 5 апреля 2019 года