myzskie-voprosi

«Принцип семи часов», или Мужские вопросы

myzskie-voprosiАрхимандрит Савва (Мажуко): «Если ты православный мужчина, и не умеешь читать Шестопсалмие, – грош тебе цена!»

Братья и сестры, с праздником!

Прожили мы с вами с Божьей помощью вторую неделю поста, Бог даст, и следующую проживем и до Пасхи дотянем, сколько у нас хватит сил. По обычаю нашему русскому стараются люди Великим постом непременно побывать на исповеди и на причастии. Традиция, прямо скажем, недавняя. Потому что в норме в храмах Великим постом количество причастников ничем не больше, не меньше, чем в другие дни года. Потому что христиане должны на исповеди бывать регулярно и причащаться тоже не редко.

Если ты принадлежишь церковной общине, если ты православный человек, будь добр бывать каждое воскресенье в своем храме, знать своих священников, знать свой храм, людей, которые туда ходят, на молитве бывать регулярно, знать все праздники и так далее.

Та дикость, которая у нас все еще имеет место быть, когда люди крещеные, но в церковь не ходят, или ходят только на Пасху, или только Великим постом бывают на исповеди – это не нормально! И от этой традиции нехорошей надо уходить.

Потому что какой же ты православный человек, если ты не причащаешься, если ты не знаешь своей общины, своего прихода, не живешь его жизнью, не участвуешь как-то в этой жизни. Нельзя быть христианином самому-по-себе. Нельзя быть певцом самому-по-себе. Есть такое выражение смешное «певица-надомница». Можно, конечно, дома сидеть и что-то такое петь, но это не будет вокальное мастерство. Вот так и вера. Она не может быть согласна лукавой фразе нашей: «Главное, чтоб Бог был в душе!» Она не может быть, так сказать, для автономного пользования. Если ты верующий человек, то значит ты чей-то брат и сестра. А значит, ты принадлежишь общине.

Если тебе это не нравится, то православным человеком не называйся. Не смей говорить, что ты православный человек, если ты в храм не ходишь, не причащаешься, не исповедуешься. С другой стороны, конечно, можно и в храм ходить, и причащаться, и исповедоваться, но быть человеком лукавым, неискренним, лицемерным, или же творить всякие безобразия, прикрываясь тем, что я все отмолю или исповедую. Мы сами с вами, друзья, хорошо, прекрасно знаем, что это вообще невозможно. Это состояние расколотого сознания, такой шизофрении. Это тоже крайность, которая неуместна.

Но следует прекратить это лукавство, эту двусмысленность. И прямо говорить: «Если я христианин, значит уже христианин». Если положено в церкви быть в воскресенье, значит надо быть. Положено быть на исповеди – надо быть! И не надо лукавить. Чувства какие-то там раздирают или устал якобы. Нет! Так нельзя!

Знаете, люди, которые занимаются спортом, или музыкой, или изучают языки, они знают такой «принцип семи часов», так называемый. Если ты хочешь доказать самому себе или хотя бы показать себе или своему тренеру, что ты действительно, серьезно относишься к какому-то делу, ты должен тратить на него не меньше семи часов в неделю. То есть час ежедневно, как минимум.

Если я христианин, значит должен находить время и для молитвы, и для чтения Священного Писания, и для того, чтобы о Боге подумать, и о близких. То есть, хотя бы эти 7 часов в неделю быть христианином. Хотя бы так. То есть я покажу сам себе, что я действительно серьезно отношусь к своей вере.

А это очень важные вещи. Это вообще касается даже больше не женщин, а мужчин. Потому что женщины, девочки, дорогие мои, –существа более эмоциональные, интуитивные. То есть женщина действует по порыву, по велению сердца в большей степени. А вот мужчина, он должен давать отчет себе в том, что он делает. И на каком основании.

Христианство знает в большей степени мужской тип благочестия. Мужчина, если ты верующий человек, ты должен дать себе отчет – во что ты веришь. Что значит, что я – христианин, я – православный человек. Это значит, что жена взяла тебя и привела? Или ты пришел, потому что ты так решил, потому что знаешь, что это – правильно?

И вот из-за того, что мужчины религию отдали на откуп женщинам, у нас происходят многие безобразия и бедствия в нашем обществе. Потому что управляют, задают тональность в благочестии женщины, в обрядах, вообще в церковной жизни – тоже женщины. Иногда бывает так, что для мужчины, который хочет воцерковиться, от него требуется «обабиться», простите за такое выражение. И многих это действительно отпугивает.

А потому что мужчины сами виноваты. Сами виноваты в том, что ленимся мы сказать себе, что значит православный человек. Положено мне, православному человеку быть в воскресенье в церкви, положено мне знать, о чем говорит наша вера, чем наша вера от Ислама отличается? Это принципиальнейшие вопросы. Почему? Потому что это вопрос выживания народа.

Если мужчины отказываются думать о религии, если они отказываются воспринимать веру, как нечто серьезное, о корнях своих не думают, о потомках своих не думают… Что дальше будет? Чего я живу? Какой смысл нашей жизни? Перед кем я отчитываюсь за свою жизнь? Перед Богом? – А что это значит? А кто он, этот Бог? Я должен дать себе ответ на этот вопрос! И жить согласно своей вере. Именно так!

Потому что, когда мужчины в нашем обществе отказываются от своей веры, отказываются от Церкви, от благочестия, ‑ на эту землю, вместо этих мужчин придут другие мужчины, с другим цветом кожи, но которые знают, в кого они веруют. И знают, ради чего они готовы умереть, ради чего они готовы убить.

Это два мужских вопроса, на которые каждый мужчина должен ответить себе. Мужчины должны отвечать на эти вопросы. Вера – это дело мужчин. И поэтому с нас очень большой спрос. Посмотрите, как много мужчин у нас в церкви? Меньше, чем женщин.

А так не должно быть. И так и не было никогда! Например, если вы зайдете в старообрядческую церковь, там, где соблюдают правила, положенные в XVII веке, с этой стороны стоят одни мужчины, с этой – женщины. Там тоже мужчин меньше, чем у нас.

Но! У них отдельное место. Они первые подходят к причастию, потому что к ним уважение! А почему к ним уважение? А потому что они не отдают женщинам такие серьезные вопросы, как вера и религия. Это дело мужчин! ‑ Защищать свою веру.

А чтобы защищать, надо знать ее. И сейчас стыдно православному человеку не знать свою веру. Стыдно православному мужчине, называющемуся таковым, не прочесть Библию. Потому что все есть! Сейчас не то время, когда искали Книгу, проповедь, лекцию, когда что-то переписывали в тетрадочку. Самиздатовские какие-то напечатанные на машинке книжки были. Я хорошо еще помню это время, когда все сложно было достать.

Сейчас ты заходишь в интернет, пожалуйста, тебе лекции о православии по всем предметам семинарии. Вопрос только времени и желания.

Сел, если ты мужчина, и уважаешь сам себя, сел, разобрался – и, если это правильно, если вера православная правильная, значит надо жить согласно ей. Это значит, заповеди надо соблюдать. Это значит, уже и к себе отношение другое совсем. И каких-то вещей себе нельзя позволять.

А самое главное, хранить веру свою православную. Не отдавать ее на откуп женщинам, при всей симпатии к женщинам. У женщины – свое служение. А у мужчины – свое. И каждый должен свое дело делать!

И вот, друзья мои, нам в Церкви нужно хорошее такое обновление мужского благочестия. Нужно, чтобы мужчины взяли эту тему, что ли, в свои руки. Об этом мы должны молиться, об этом заботиться. И те мужчины, которые в церкви есть, которых действительно Господь призвал, должны активнее быть как-то. А что же бывает так, например, что крестный ход, и некому даже хоругвь понести.

Вот у нас в монастыре три колокольни, а звонит Оля! На позднюю Литургию сейчас Оля вскарабкается на колокольню и будет звонить. Ни одному мужчине нашему даже в голову не пришло, что можно, ведь было на Пасху научиться звонить, и это очень легко делается! И звонить на колокольне!

Сколько у нас чтецов в церкви из прихожан? Вот Сергей выучился, читает. Один. А остальные, что, не умеют читать по-славянски? Боятся? Трусят? ‑ Что? Что случилось?

Почему бывает так? Наш пономарь Олег заболел недавно. Осипший голос, некому читать… Все стоят, потупив взоры. Разве в Церкви женщина должна читать? Ее ли это дело? – Благородным таким делом заниматься… Апостол должен читать мужчина ‑ каждый! Вот друг мой ездил в Грецию, говорит: «Приход маленький, на клиросе нету никого, надо читать Канон или Апостол – кто-то из прихожан выходит и читает!»

Все умеют читать по-славянски. Если ты православный мужчина, и не умеешь читать Шестопсалмие, – грош тебе цена! Как это так?! Почему ты не умеешь читать Шестопсалмие?

Сейчас разве трудно достать книгу? В какой книге находится текст? – в Часослове… Приезжают на приход – в деревне как-то мы служили, ‑ женщина-старушка Апостол читает. Старушка дряхлая! Одной рукой палочку держит, а другой, трясущейся, ‑ книгу старую в руке.

Читать в церкви — это великая честь! Император Петр Великий за честь почитал в Церкви прийти и прочесть Апостол! А мы даже не знаем, что это такое, о чем это сейчас отец Савва говорит… Что это за книга такая?

В священники некого рукополагать! Не идут! Потому что, если в священники пойти, водку нельзя пить, жене нельзя изменять… Что ж это за жизнь такая?

Поэтому, друзья мои, мужчинам надо активнее себя проявлять. Активнее браться. Чувствовать себя в церкви действительно людьми, отвечающими за нашу веру! Не попы-батюшки там придут, всё устроят…

Я умею звонить. Я умею петь. Много чего я умею делать. Но я же не могу это все делать один! Почему, собственно, я должен все это делать один? Если церковь – это наше общее.

У нас по пятницам проходит занятие по хоровому пению. Много ли мужчин приходит? Сейчас мы Литургию пели. Многие ли мужчины пели Литургию? А это неправильно! Неправильно, когда православный мужчина не может спеть Литургию!

Бывают такие случаи, когда на дальних приходах, в каких-то деревнях и петь некому. А ты приехал. Приходит верующий такой… ничего не умеет человек! ‑ Ни позвонить, ни почитать, ни спеть!

‑ Что ты будешь делать?

– Свечку поставлю…

Что, ж ты ‑ только потребитель, получается? Значит, тебя попы развлекают просто. Что ж ты за православный мужчина тогда? Нельзя, друзья мои!

Это очень серьезный вопрос. И нужно об этом не только думать. Мужчина – это человек, который не просто думает, а который принимает решение и действует! Сказал – сделал. Вот тогда ты зрелый человек. А не так себе, болтун просто…

Друзья мои, нам это не подходит! Время очень сложное. Враги повсюду окружают. Они всегда есть. Это нормальное состояние. Всем хочется кого-то ограбить в политическом смысле и не только. Надо учиться защищаться, быть зрелыми, ответственными. И просто уважать себя.

Назвался православным человеком, будь добр, иди до конца, будь добр, прими ответственность на себя!

С праздником, друзья!

Похожие записи