В 67 км к северу от Гомеля находится жемчужина белорусского Полесья – древний и нестареющий город Чечерск. Его и посетили паломники нашей обители в субботу, 1 августа.
Чечерская Ратуша
Небольшой и весьма уютный городок имеет богатую историю. Знакомиться с ней мы начали в Чечерской Ратуше, где разместился историко-этнографический музей. Директор музея Новикова Елена Владимировна тепло приветствовала нас. Экскурсовод Анна начала рассказ об истоках возникновения города: «Раскопки на Замковой горе, где находилось древнее городище, подтвердили письменные источники – люди селились в этих землях издревле. Найденные здесь каменные копья и топоры, украшения, посуда, поведали археологам о ремеслах и быте жителей, населяющих Чечерщину до 1159 года. Именно с этого времени город упоминается в Ипатьевской летописи как город радимичей, который киевский князь Изяслав Давидович возвратил черниговскому князю Святославу Олеговичу. До середины XIV века Чечерск находился в составе Киевского и Черниговского княжеств, потом попал под юрисдикцию Речи Посполитой. А в 1772 году после 1–го раздела Речи Посполитой для Чечерска началась новая интересная история – он вошел в состав Российской империи».
Расцвет города связан с именем Захара Григорьевича Чернышёва. Граф – бравый боевой генерал семилетней войны (1756–1763 гг.), президент Российской Военной Коллегии и глава Комиссии о строении городов, первый генерал-губернатор Могилёвской и Полоцкой земель, генерал-губернатор Москвы, любимец императрицы Екатерины II – подарил Чечерску удивительную планировку и застройку, стеклозавод, винокурню, мастерские, две больницы, два народных училища, он занимался благоустройством дорог, основал крепостной театр и оркестр. Ратуша и Спасо-Преображенская церковь украшают город до сих пор. Большая экспозиция в музее посвящена этому человеку и его вкладу в развитие Чечерска.
Золотое кольцо Чечерска
Узнавать районный центр мы продолжили на пешей прогулке. Елена Владимировна показала нам место древнего городища или Замковую гору: «Здесь, на месте древнего Чечерского замка, граф Чернышев построил свой летний дворец, который, к сожалению, был разрушен еще во время Отечественной войны 1812 года. В городе сохранилось много построек, возведенных при Захаре Григорьевиче и его потомках. Ряд построек соединяли подземные ходы. Выяснилось это неожиданно: на приусадебном участке пахали землю под огород, и лошадь провались в такой ход. Животное не пострадало. Ход исследовали, признали очень опасным, и позже засыпали».
Удивительные виды открываются здесь, с Замковой горы: бескрайние просторы белорусского Полесья, заливные луга реки Чечеры, по одной из версий давшей название городу и не такой полноводной, как в былые времена. Граф для своего дворца выбрал очень красивое место. Особняк окружал парк, разбитый при графе. Потомки Чернышева заботились о парке: высаживали новые экзотические деревья, обустроили оранжерею, в которой выращивали лимоны, апельсины – невиданные по тем временам растения. Сегодня частично сохранившийся парк – любимое место гуляний жителей города. Здесь на природном склоне Замковой горы сооружен амфитеатр, который имеет вид гитары. К слову сказать, на его сцене выступал Михаил Финберг, художественный руководитель и главный дирижёр Национального академического концертного оркестра Республики Беларусь, народный артист Беларуси и профессор, частый гость города.
Следуя за Еленой Владимировной, мы подошли к сохранившейся усадьбе Чернышевых-Кругликовых. Запущенное строение с плохой крышей, террасой, поросшей травой и спиленной чугунной колонной у главного входа, все же выглядит благородно и носит на себе отпечаток былого величия.
Далее мимо графской винокурни (сегодня здесь разместился винодельческий завод) мы поспешили к Спасо-Преображенской церкви – конечной точке нашего путешествия. Колокольный звон возвещал о начале богослужения.
Единственный в Беларуси храм-ротонда
Спасо-Преображенской церкви уже более 250 лет. «Такого храма вы не увидите больше нигде в Беларуси, – подчеркнула директор музея. – Храмы-ротонды типичны для стран Центральной Европы – Чехии, Польши, Венгрии. Построенная в 1763 году по заказу и, конечно, при финансовой поддержке графа З. Г. Чернышева, церковь имела еще двух таких же сестер и один костел, но время и советская власть их не пощадили».
Прощаясь с нами, Елена Владимировна приглашала приезжать в город еще. Мы поблагодарили ее за интересный рассказ, вошли в церковную ограду и поднялись по ступенькам в храм. Абсолютно круглая снаружи, церковь представилась нам такой и внутри. Алтарная часть выступает трапецией, симметрично ей расположен балкон для хора. На левом и правом клиросах, иконостасе – большие темные иконы, над царскими вратами еще две, все они написаны итальянскими художниками. Догадываемся: «Тайная вечеря», над ней большой образ Божией Матери, верхний ярус венчает Господь Бог Саваоф и крест. Началось всенощное бдение в канун дня памяти ветхозаветного пророка Илии, и тщательно рассмотреть иконы не удается. Не будем мешать богослужению. Чуть позже закатное солнце осветило алтарную икону, и Пресвятая Дева и Богомладенец предстали перед нами во всем величии и красоте. Теперь понимаем, что это образ Божией Матери «Одигитрия» или «Путеводительница». Иконы с частицами мощей святых угодников Божиих размещены на стенах храма. Особо почитается икона святого праведного Иоанна Кормянского, которая некоторое время кровоточила. Сегодня образ размещен в красивом киоте у левого клироса. В алтаре храма хранится икона XVII века «Сошествие во ад».
Мы помолились за всенощным бдением, помазались елеем, вкусили благословенные хлебы, приложились к храмовым святыням, поблагодарили за теплый прием и отправились домой, переживая дорогой новые впечатления от знакомства с удивительным городом и древним храмом.
Фото Елены КИТАЕВОЙ, Елены СИЛИВОНЧИК
[widgetkit id=68]