С сегодняшнего дня начинается подготовительный период к Великому Посту. Как бы мы не убегали от этого времени, все равно придется нам поститься. Ну и хорошо. Все это на здоровье.

И начинается этот период чтением из 18-й главы Евангелия от Луки знаменитой притчи о мытаре и фарисее. Мы все хорошо знаем этот текст, но каждый год его перечитываем и повторяем. Потому что человек – существо забывчивое, необходимо снова и снова напоминать о самых важных и в то же самое время самых простых вещах, на которых мир держится. Два человека зашли в церковь помолиться. Один фарисей – то есть в те времена это не было ругательным словом – просто уважаемый человек. Как, например, слово архимандрит, оно же не ругательное. Или профессор. Или говорят: кандидат наук. Никто же не скажет, что это ругательство, хотя кто знает, что будет через сто лет…

Уважаемый человек зашел в церковь помолиться, стоит и молится, и благодарит Бога за то, что он не такой, как все прочие человеки – убийцы, грабители, грешники, хищники, или как этот мытарь… Ему нечего у Бога просить. Он настолько превзошел Закон, что даже постится в два раза больше, чем предполагал Закон Божий.

А мытарь, то есть человек, которого презирали все близкие люди, считали предателем, просто бил себя в грудь, не дерзая поднять глаза к небу и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному». Мы эту молитву повторяем каждый день. Наши молитвословия начинаются с этой молитвы. Богослужение священник начинает с тайной молитвы, тоже повторяя несколько раз: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Потому что эта притча о скромности. Хоть мы редко это слово повторяем среди перечисления тех добродетелей, к которым нам христианство советует обращаться: говорим о смирении, о кротости, о молитве, страхе Божием. Но очень важно помнить об этом простом свойстве, с которого, наверное, начинается человеческое достоинство. О скромности. Апостол Павел тоже просил: «Братие, не мыслите о себе больше, чем вы есть, но мыслите скромно».

Фарисей, хоть и был уважаемый человек, и совсем не грешник, он был праведник по большому счету, его даже притча эта не осудила. Господь не сказал, что он грешник, Он просто сказал, что тот ушел из храма менее оправданным. Но он, хоть и в хороших отношениях с Богом как будто бы, но поделил всех людей на хищников, разбойников, грешников.  И человек, который теряет религиозную скромность, должен помнить о том, что первый признак этой духовной деградации  — это когда ты очень легко навешиваешь ярлыки на других людей. Этот грешник, этот хищник, тот, наверное, взятки берет. Вот прищур у него такой, наверное, взятки берет. От чего бы у него прищур такой был? Эта ходит как-то вальяжно… наверняка любовника имеет. У этой, наверное, диплом купленный, сразу видно. Потому что, я-то знаю, как выглядят люди с купленным дипломом. Этот священник не молится. Этот точно не постится: 180 кг у товарища, конечно, не постится.

У этого дорогая машина. Политики не такие, писатели мелкие, вокалисты вывелись, дирижеры исчезли – одним словом, живем в пустыне. Полное, знаете, вырождение повсюду. Не знаю, живу – задыхаюсь просто от этого смрада, который повсюду-повсюду источают эти люди. Понимаете, не езжу в троллейбусе, потому что противно. Приходится покупать «мерседес» каждый год новый, менять, чтобы выветривать этот воздух греха, которым пронизана наша жизнь. Где нормальному человеку себя реализовать? Где помолиться?  —  Даже помолиться не с кем! Пойдешь причаститься, поисповедоваться, так никто из священников даже поисповедовать нормально не может! Потому что духовное вырождение.

Мне как-то один гражданин на исповеди сказал: «Батюшка, я вот просто по снисхождению исповедаюсь. Потому что я же понимаю, что я прочитал книг больше гораздо, чем Вы, и Вы мне совета никакого дать не можете. Я просто терплю вас, потому что,… а что, ж…». Это из милосердия, получается.  Я не думал, что когда-нибудь встречу такого человека, а оказывается, что религия, друзья мои, она является питательной почвой для подобных вещей: для тщеславия, для высокомерия… А Господь накануне всех духовных подвигов говорит: «Помни о скромности!».

У нас потом будет Неделя О блудном сыне, О Страшном Суде, Об изгнании Адама, мы будем читать Великий Покаянный канон и говорить о духовных очень вещах, очень возвышенных. Но всегда нужно будет иметь в виду этот самый первый урок. О чем бы мы не говорили, за какие бы труды не брались, – скромность прежде всего. Не вешайте ни на кого ярлыки. Мы не знаем. Тайна Божия. Пока жив человек, даже и когда умер, он чадо Божие, Господь его знает, кто он там, что у него внутри происходит.

Поэтому, друзья мои, – наше дело скромность, ко всем доброта, ко всем расположенность и очень осторожное обращение с близкими людьми. Потому что мы очень часть царапаем людей. Особенно нашими резкими оценками, категоричными суждениям.

Я беседовал недавно с одним человеком. Он говорит: «что вы все время в пример приводите то какого-то языческого философа, или писателя. А он католик. А вот Вы этого помянули мыслителя, а он вообще был не верующий. Зачем Вы, батюшка, и такие вещи говорите?» Я говорю: «Смотрите, у этих людей есть чему поучиться. Они были интересными людьми – философ Платон, или писатель Ремарк, почему бы нам не взять какие-то примеры из их жизни?». «Если у них что-то и было хорошее – это все из-за тщеславия», говорит мне этот человек. А вот у православного человека – у него все совсем по-другому. А разве православные люди не склонны к высокомерию и тщеславию? Разве мы не обижаем друг друга своими резкими суждениями, оценкой? У нас тоже это бывает. Поэтому, друзья мои, надо быть скромнее.

«Скромность — …ём». Эту фразу, кстати, очень часто любил повторять наш покойный владыка Аристарх, который здесь у нас похоронен рядом с монастырем. Так что кому не хватает скромности ‑ на кладбище (смеется). В том смысле, что к владыке за советом, приложиться к кресту, чтобы крест мраморный охладил пыл высокомерия и тщеславия и прибавил скромности. Аминь!

Архимандрит Савва (Мажуко)

Проповедь, сказанную 17 февраля 2019 года, расшифровала монахиня Анастасия (Ченикалова) (г.Ставрополь, Россия)