Архимандрит Савва о самом добром епископе Русской Церкви
Сегодня у нас есть редкая возможность вспомнить память святителя Тихона, патриарха Московского. Дело в том, что его дни памяти обычно приходятся на большие праздники. Поэтому его лик, его фигура затмевается этими торжествами. А сегодня день его избрания на патриарший престол.
Этот человек возглавил Русскую Православную Церковь в самый тяжелый, наверное, ее период. В 1917 году был избран Патриархом после очень долгого перерыва, почти 200-летнего, когда еще во времена Петра I было положено, что Церковью управляет не Патриарх, а Синод. Это было очень важное событие для Русской Церкви, которая тогда освободилась впервые за множество столетий от опеки государства, получила свободу невероятную. Это был краткий миг свободы, но какие потом последовали смуты: Гражданская война, гонения на церковь. Конечно, очень высокие требования предъявляло время человеку, который возглавлял Церковь.
Современники оставили нам воспоминания, как происходило избрание Патриарха Тихона на престол. Было несколько туров голосования, и, в конце концов, три человека, три кандидата вышли в последний тур. Это были Антоний (Храповицкий), митрополит Харьковский, митрополит Арсений (Стадницкий) и будущий Патриарх Тихон, тогда он был Московский митрополит. Это были фигуры очень величественные, важные. Например, Антоний Храповицкий представлял такой образец духовного писателя, оратора, яркий был человек. Мне доводилось читать журналы времен начала ХХ века. Он везде мелькал. Знаете, такая была личность – невероятно яркая, плодовитый писатель, политик даже, потому что ему была не чужда и политическая мысль. Арсений Стадницкий – бывший ректор Московской Духовной Академии, незаурядного образования человек, тоже незаурядный духовный писатель, авторитет, опытный человек, администратор опытный.
Рядом с ними святитель Тихон смотрелся как бедный родственник. Да, у него за плечами был определенный опыт. Он был миссионером в Америке и даже открыл там множество семинарий, развернул деятельность очень активную. Но он был такой человек простой. Вот для тех времен, начала ХХ века, когда народ был избалован образованным духовенством, яркими фигурами, вождями. Вдруг появляется человек, у которого нос картошкой. Он по всякому поводу смеется. Любая шутка, комичная ситуация – его не надо долго тормошить, – он смеется, он любит кошек, он любит очень купаться. Представляете, митрополит при любой возможности удирал из города, чтобы поплескаться. Любил очень природу, любил людей.
От него не осталось каких-то произведений богословской мысли, таких текстов, которые с трудом читаешь, понимаешь, насколько мудрый человек. Даже когда он учился в Духовной Академии, студентам на выбор давались курсы, что изучать. Например, древнееврейский язык, древне арамейский, историю Древнего Востока, Древнего Египта… А будущий Патриарх Тихон выбрал из всех этих факультативов физкультуру. То есть ну совсем несерьезный был человек. Даже когда его избрали Патриархом Всероссийским, один из очень известных духовных авторов – епископ Федор (Поздеевский), который был настоятелем Данилова монастыря, продолжал критиковать его и говорил: «Что это за Патриарх у нас? Ну вот что это за Патриарх? Хи-хи, ха-ха и гладит кота. Ну, разве такие бывают Патриархи? Это же время какое тяжелое, гонения и т.д.»
Его называли самым добрым епископом Русской Церкви. Митрополита Антония Храповицкого – самым ученым. Арсения Стадницкого – самым мудрым. Вот, когда из трех имен выбирали патриарха, сделали такую урну, в которую положили эти три имени и пригласили схимника, старца из дальнего скита, который приехал и после молебна, сам помолившись, вышел на амвон и вытянул жребий из этих трех имен. И это действительно был глас Божий. Старец вынул имя святителя Тихона. Вот для этого времени, подумайте, какая удивительная мудрость Божия! Для этого времени тяжелейшего понадобился не администратор, не политик, не академик, а потребовался человек с предельно добрым сердцем. Потому что в такие смутные времена не ошибается только доброе сердце. Любой политик, стратег может ошибиться, а нужен человек именно с добрым сердцем. Эти люди востребованы всегда, будут всегда востребованы.
Не у всех у нас есть возможность быть мудрецами. Знаете, как апостол Павел в послании коринфянам говорил: «Братия, смотрю на вас, – не многие из вас мудрые, не многие разумные». С такой иронией он говорил своей пастве. Но «не мудрое мира сего, не уничиженное избрал Господь, да мудрое посрамит».
Не всем открыты способности, не у всех у нас есть таланты политика, администратора, стратега, мудреца, но доброе сердце – это то, что мы можем, каждый из нас, создать у себя внутри. Это доступно каждому абсолютно человеку. И оказывается, что в любое время – смутное время, во времена покоя (а времена покоя, видимо, уже никогда не наступят) востребованнее всего, важнее всего сердце доброе, навыкам обученное различения добра и зла. Привыкшее отвечать даже на оскорбления, на унижения – только благословением. Это как раз и есть то евангельское сердце, о котором Господь нам говорит, что «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас», – вот что Господь от нас хочет. И оказалось, что именно святитель Тихон был на своем месте тогда. Вот такой человек и нужен был для Церкви в то время. Видимо это и есть критерий для любого пастыря, ну и в том числе для любого христианина. Никогда нельзя забывать!
У нас часто бывают приступы благочестия, ревности, познания, из-за которых мы забываем, что наша главная задача – стяжевать дух мирен и воспитывать в себе доброту. Никогда нельзя забывать этого, друзья мои.
Святитель Тихон, этот смеющийся, улыбающийся, любящий жизнь добряк, Патриарх, который был исповедником – ведь он пережил и аресты, издевательства, пытки, допросы – этот человек остался навсегда добрым, благословляющим учеником Христа. Для нас это пример, образец и урок! С праздником, друзья!
Архимандрит САВВА (Мажуко), 18 ноября 2018 года
Расшифровала монахиня Анастасия Ченикалова (г. Ставрополь, Россия)