DSC0224

Животворящий, значит оживляющий…

 DSC0224С праздником, братья и сестры!

Вы смотрите, как незаметно лето прошло, да? Уже осень, уже Воздвижение, уже холода наступили. И холода наступили. И посреди церкви у нас лежит Крест Животворящий, который вчера воздвизали торжественно, красиво. В воспоминание о том древнем очень событии, когда христиане, спустя три сотни лет, обрели тот самый Крест Животворящий.

Животворящий, значит оживляющий, смысл слова Животворящий – такой. Оживляющий Крест нашли в Иерусалиме, и мертвец, который коснулся древа этого Креста, он воскрес, поднялся. И мы, друзья мои, тем отличаемся внешне хотя бы от людей светских, тем, что носим крест Христов на персях своих, еще и не стесняемся крестить себя, осенять себя крестным знамением. Очень часто люди стесняются это делать. Потому что, если выдашь себя, уже надо, наверное, как-то по-другому себя вести. Уже с тебя и спрос больше. Уже к тебе и придираться, может быть, будут чаще, если узнают, что ты верующий человек.

Но мы знаем, что Крест, он Животворящий, он нас оживотворяет, воскрешает к жизни. А почему? Потому что в этом знамении креста не только истина откровения, о том, что Бог воплотился, сошел в наш мир, мир скорби, слез, боли. И позволил не просто себя убить однажды, но пройти жизненный путь вместе с людьми. Он, Творец этого мира, сделал себя уязвимым для боли, уязвимым. Он видел слезы людские, страдания, вздохи вдов, стоны сирот, жалобы больных. И всякому, кому мог помочь, Он помогал. И всегда помогает. Потому что Бог – это не тот, кто где-то там, за пределами этого мира в безопасности находится, а Тот, кто боль мира, всю скорбь его разделил со своими детьми, со своими чадами.

Наш мир полон тревог, полон слез и боли. И иногда кажется, что их гораздо больше, чем радости. Бывает, что на смертном одре есть человеку что вспомнить один-два эпизода из своей жизни счастливых, так это большая удача. Но на самом деле Крест Христов учит нас смотреть на мир, хоть и трагическим взглядом, но благодарным. Мы, действительно, рождаемся на этот свет, зная, что однажды умрем. Мы знаем, что нам придется похоронить родителей, что, скорее всего, дети похоронят нас. А кому-то еще и такая горькая чаша выпадет собственных детей похоронить. И, тем не менее, мы рады тому, что они есть. Мы рады тому, что они рядом с нами. Мы рады тем, кто был с нами, и сейчас можем о них вспомнить. Рождается человек не только на скорбь, но и на радость. Потому что быть – это очень хорошо. Быть – это здорово! И нужно об этом помнить. Взгляд христианина на мир не только трагический. Мы знаем, конечно, что он, этот мир, несет боль. Но и благодарный! И вот об этом забывать ни в коем случае нельзя. Я говорю о внешнем отличии христианина от человека светского.

Есть еще одно отличие, очень важное. На лицах наших стоит печать мировой скорби, друзья мои. Но разве это правильно? Легко очень отличить на улице, в толпе, особенно женщину христианскую: вся так соберётся, вся очень скорбная такая, несчастная… Даже посмотрите на лица ваши, в церкви мы стоим. Это неправильно. Усугубляться так не надо. Потому что Крест, вы вспомните вчерашнюю службу: когда мы прочитали Евангелие перед помазанием, что запели сразу? – «Воскресение Христово видевше…»! Потому что где Крест, там и Пасха! Где скорбь, там и радость! Где смерть, там и благодарность, на самом деле.

Был такой философ Ницше, который говорил, что я поверю в воскресение Христово только тогда, когда люди, вышедшие из храмов, будут нести радость воскресения у с себя на лицах. Это говорил неверующий человек, который ненавидел христианство. Он так говорил именно потому, что из церкви выходили его современники все замученные, грустные, с постными лицами. А мы с вами должны со скоромными лицами выходить, то есть с пасхальными. Вот чему нас Крест Христов учит. Взгляд трагический, но благодарной.

И вот, друзья моли, эту вторую часть вести Христовой мы ее упускаем, – благодарность! И живем тревогой. Один русский писатель на исходе дней своих в дневнике писал: «Что же за жизнь я прожил? – Все время думал: “Вот закончу институт, тогда поживу. Вот выплачу кредит – тогда поживу. Вот квартиру постоим, вот тогда и жизнь начнется. Вот ремонт закончу, вот тогда начнется что-то замечательное. Осталось вот дачу только… Детей подыму, выучу, вот тогда заживу. И жизнь прошла в постоянном откладывании. Что-то я все ждал, к чему-то готовился, и вот сейчас я старый человек, пожилой, и сил уже нету, и когда же я жил? И жил ли я на самом деле?”»

И вот, друзья мои, то, что нам еще Крест говорит: «Живи сейчас! Ты жив сейчас! Твои близкие рядом с тобой сейчас! Мы не знаем, что дальше будет. Вот у меня знакомый… планировал, готовился открыть дело свое, много лет собирал деньги, налаживал связи… Выходит из машины – падает, бьется об асфальт – эпилептический припадок – опухоль мозга… Молодой человек еще, дети маленькие. Можно готовиться, можно там нервничать и переживать, тревожить – но каждый день может стать последним! И это не должно вас пугать. Потому что мы все равно помрем. Господи! «Помирать – день терять» – старые люди говорили.

Но надо прожить жизнь свою нормально и полноценно без тревог бесконечных наших и недовольства, которое так мешает жить. Не надо откладывать на потом. Есть возможность здесь, – живите сейчас. Есть возможность – радуйтесь общению с близким человеком сейчас. Не знаю, что дальше будет. Ценить надо это! Ценить момент, в котором мы живем. Ценить людей, которые сейчас рядом со мной. Не думать о том, что вот я перееду как-нибудь из этой страны, вот наладится жизнь у меня где-то там, в другом месте. Люди сейчас не те и т. д. То, что есть – хорошо!

Еще очень важно не просто принимать то, что Господь нам дает, а созидать лучшее! Вы знаете, каждый из нас, мне кажется, в этом мире несет одну важную миссию: оставить эту землю еще лучше! Сделать мир лучше. Чем больше доброты, чем больше добрых дел, улыбок, добрых слов вы здесь оставите, тем мягче, тем нежнее будет земля. Тем лучше будет людям на свете жить! Это, знаете, это мера нашего бессмертия, еcли хотите: оставить этот мир лучше, чем он был до нас! Это очень простые вещи какие-то. Есть возможность тебе, например, ты руководитель предприятия, сделай, чтобы людям лучше работалось. Не для отчета! Не для показухи! А чтобы на самом деле было лучше! Если ты учитель, тоже не для отчета, не для показухи, а хотя бы ты одного ученика заразишь настоящей любовью к литературе, к предмету какому-нибудь, хотя бы одного! Ты уже обеспечил себе бессмертие на этой земле! Уже жизнь твоя не напрасно прошла. И много-много таких вещей есть на свете, которые мы можем сделать.

Вот я знаю про одного итальянского учителя литературы. Простой очень человек. Простой школьный учитель литературы. Всю Италию взбаламутил! Начал читать лекции о Данте. Рассказывать детям, рассказывать простым людям. Обычные лекции какие-то, очень доступно! Без всякого, знаете, языка научного. Заразил людей так, что сейчас дети, студенты создали общество Данте. Читают наизусть, сами учат, хотят учить наизусть, чтобы на площади в день рождения этого великого поэта они читали наизусть сами. Никто не принуждает. Сами! Не потому, что кто-то там спустил сверху разнарядку. Хочется детям! Потому что их заразил один-единственный учитель. Глаза горят! Один учитель!

А сколько у нас замечательных учителей! А сколько у нас людей, которые талантливые руководители! Людей, которые талантливые бизнесмены, предприниматели. А есть люди, которые к политике расположены. И хотя сложно что-то делать в нашем мире. Конечно, сложно! А было бы совсем уж глупо, знаете, если бы просто было. Сложно, потому что мы во взрослом мире живем! Поэтому, друзья мои, надо трудиться, где только возможно. И сеять вокруг доброту, нежность. И, конечно же, нести и радость Воскресения, и это откровение Креста, которое мы сегодня с вами получили вы церкви! Аминь!

Архимандрит Савва (Мажуко)

27.09.2016

Похожие записи