Господь поругаем не бывает
От людей неверующих часто можно услышать: «Почему в годы разгула воинствующего атеизма, в 1920–30–е годы, Бог равнодушно смотрел на кощунства безбожников? Почему Он не наказал своих хулителей?»
На это можно ответить так. Бог не бывает равнодушным, и приход к власти воинствующих безбожников-большевиков – Его попущение для вразумления тех, кто погряз в своих бесчисленных грехах. А что касается справедливого наказания наиболее рьяных богохульников, то оно во многих случаях не замедлило себя ждать. Других — Божья кара настигала позднее. Таких свидетельств тысячи и тысячи. Приведем для примера некоторые из них, которые автор этой публикации записал в 1990–е годы во время своих экспедиционных поездок по Жлобинскому району.
Любовь Семеновна Троцкая (1923 г. р.; д. Казимирово) рассказывала: «Кресты с нашей церкви сбрасывал Радион Емельянов, при этом кощунствовал. Вскоре его парализовало. А род его вымер до единого человека».
Софья Емельяновна Рубахова (1920 г. р.; д. Папоротное) вспоминала: «Те, кто сбрасывал кресты с нашей церкви, все в войну погибли».
Записаны и следующие упоминания.
«Был в Стрешине еврей-учитель, не помню, как его звали. Отличился тем, что когда закрывали местный Свято-Покровский храм, он кощунствовал над иконами, выкалывал у них глаза. Позднее он сам ослеп» (Екатерина Харитоновна Понамарёва (1897 г. р.; г. п. Стрешин)).
«Когда в 30-х годах закрывали храм в Луках, местным жителям было сделано заманчивое предложение: если кто потанцует в алтаре, тот получит материал для платья. Согласилась одна женщина, жительница соседней деревни Кабановка. Но поносить ей новое платье не довелось. Этой же ночью она удавилась на болоте» (Гарпина Харитоновна Гаврилина (1906 г. р.; д. Белица)).
«В нашей деревне нашлись двое желающих сбрасывать кресты. Свою жизнь они окончили в мучениях» (Вера Макаровна Заруба (1910 г. р.; д. Китин)).
«В числе тех, кто рушил наш храм, был партиец Иван Новиков. У него потом родился сын-инвалид, который не мог держать голову» (Екатерина Устиновна Капустина (1913 г. р.; д. Старая Рудня)).
Кресты с Пиревичской церкви Всех Святых в 1930–х годах сбрасывал Лупсяков. У него случился инсульт в тот же день. Об этом рассказал родственник парализованного, житель деревни Октябрь Никифор Тимофеевич Выдренков (1910 г. р.).
Во многом поучительными можно считать и следующие случаи. «Когда в нашей бывшей церкви открыли клуб, – вспоминала жительница деревни Скепня Анастасия Филипповна Лискова (1914 г. р.), – то вечерами после танцев, кто закрывал двери, слышали внутри здания чьи-то рыдания. Откроют двери, смотрят, а клуб пустой. Закроют двери, опять слышны рыдания. Постепенно молодежь стала бояться ходить сюда».
«Когда в деревне Солоное в бывшей церкви устроили коровник, – рассказал Никифор Тимофеевич Выдренков, – то заметили, что скот здесь начал дохнуть более, чем где. И так продолжалось до тех пор, пока коров не перевели в другое место. Тогда падеж прекратился».
Николай ШУКАНОВ для «Правило веры»
На снимке храм Христа Спасителя, взорванный в 1931 году
В продолжение темы архимандрит Савва (Мажуко) вспомнил историю, рассказанную однажды прихожанами-старожилами, о том, как в 30-е годы на амвоне нашего Никольского храма плясала юная красивая комсомолка. Вскоре девушку парализовало и всю свою долгую жизнь, а умерла она в 80-х годах прошлого века, женщина провела в инвалидном кресле, продавая на Моховом переезде семечки. Причину ее болезни знали многие. Завидя почти обездвиженную торговку с ее нехитрым товаром, боголюбивые мамы и бабушки в назидание и устрашение перед Господом Богом рассказывали эту историю своим дочерям, сыновьям и внукам.