КАНОНИЧЕСКИЙ УСТАВ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ В Г. ГОМЕЛЕ
ОСНОВАНИЯ МОНАШЕСТВА
§1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и Св. Отцов Церкви, а также на врожденном человеку стремлении духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.
§2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижении высшего духовного совершенства.
§3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, девство и послушание.
§4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а поэтому должны употребляться с большим ограничением.
Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене» (Мф. 19; 21).
§5. Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, дозволенного в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий.
Дающий обет девства утверждается на следующих словах Священного Писания: «Могий вместите, да вместит» (Мф. 19; 12), «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви» (1Кор. 7; 32).
§6. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не упуская и не прибавляя.
Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16; 24), «Иже аще кто хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга » (Мф. 20; 26), «Имже несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» (Притч. 11; 14).
§7. К указанным главным основаниям должны применяться все правила и распоряжения, благоустрояющие братство Свято-Никольского мужского монастыря г. Гомеля в совокупности и поведение каждого лица в братстве, простирающееся не только на жизнь духовно-нравственную, но и на состояние внешнего благочиния и хозяйства.
УСТРОЙСТВО СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
§8. Свято-Никольский Гомельский мужской монастырь — общежительный монастырь. Подчиняется обитель непосредственно епархиальному архиерею Гомельской епархии, который именуется Священноархимандритом обители, с каковым титулом его имя возносится за Богослужениями.
§9. Священноархимандрит обители, правящий архиерей Гомельской епархии, осуществляет руководство монастырем через назначенного им Наместника.
§10. Правящий архиерей непосредственно сам или по представлению Наместника:
а) назначает основных должностных лиц монастыря: Благочинного, Казначея, Эконома, Духовника, Ризничего и других;
б) преподает благословение на пострижение в монашество готовых к сему послушников;
в) преподает благословение на посвящение в иеродиаконы и в иеромонахи достойных сего лиц из братии;
г) удостаивает соответствующих наград наиболее благонравных лиц из числа братии.
§11. Правящий архиерей осуществляет общее наблюдение за ведением монастырского хозяйства, за правильным учетом и расходованием денежных средств и за сохранностью зданий и имущества обители.
§12. В помощь Наместнику существует Духовный Собор обители, членами которого являются: Наместник, Благочинный, Казначей, Эконом, Духовник, Ризничий, и, в случае нужды, некоторые другие по опытности и благочестию достойнейшие лица из братии.
Духовный Собор проводит свои заседания по назначению Наместника. Дела, подлежащие суждению Собора, бывают двух родов: одни — те, по коим должно в дальнейшем получать утверждение правящего архиерея, а другие — те, по коим Собор имеет право сам приводить в исполнение решение с последующим о сем докладом правящему архиерею Гомельской епархии — Настоятелю обители.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОБИТЕЛИ
§13. НАМЕСТНИК.
Наместник есть ближайший помощник и заместитель Настоятеля, более всех имеющий попечение о благоустройстве братии и обители.
На обязанности Наместника лежит всемерное поддержание в монастыре строгой дисциплины и образцового поведения, забота о духовном совершенствовании всех иноков обители, неустанное наблюдение за благолепием и чинностью Богослужений в монастырских храмах, попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и построек и об экономическом процветании обители. Наместник, как лицо, ответственное по обители, принимает посетителей:
богомольцев, иностранных и местных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений и иных лиц, руководствуясь в сем собственным благорассуждением.
В своих заботах о душах братии обители, Наместник, при помощи Духовника, следит, чтобы вся братия возможно чаще очищала свою совесть покаянием и причащалась Святых Тайн.
Наместник возглавляет все монастырские Богослужения, произнося за ними соответствующие поучения, или поручая в иные дни дело проповедания способным к сему иеромонахам.
Наместник проверяет исполнение послушаний, возлагаемых на каждого из членов братии обители, и, в случае необходимости, делает замечания.
§14. БЛАГОЧИННЫЙ.
На обязанности Благочинного лежит надзор за сохранением внешнего порядка, нравственным поведением братии обители.
Во время Богослужения Благочинный наблюдает, чтобы в церкви соблюдалась полная тишина и строгий порядок.
Благочинный во всякое время посещает братские келлии, следя за порядком, чистотой келлии и времяпрепровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве.
В целях сохранения нравственности братии, Благочинный должен заботиться о том, чтобы братия не принимала у себя в келлиях посторонних лиц, а также лиц женского пола, даже близких родственниц, свидание же с родными допускать только в приемной комнате с разрешения самого Благочинного или Наместника.
Благочинный следит, чтобы братия без нужды не посещала лиц, разместившихся в гостиных келлиях, наипаче после вечернего молитвенного правила, когда возбранены и всякие общения братии между собой.
Благочинный может иметь одного или двух помощников Благочинного.
Благочинному необходимо ежедневно записывать в книгу, как братией был проведен день, т.е. все ли были на положенных службах, своевременно ли на них приходили, все ли были за общей трапезой, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни. Эту книгу с дневной записью Благочинный ежедневно представляет Наместнику, который в той же книге против донесений отмечает соответствующие делу распоряжения (Циркул. Указ Св. Синода от 25 сентября 1901г.).
§15. КАЗНАЧЕЙ.
На обязанности Казначея обители лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходованием монастырской казны и ведение приходно-расходных книг с соблюдением правил отчетности, каковая ежегодно представляется Наместником Правящему архиерею.
Казначей также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей, а также за хозяйственным и административным письменным делопроизводством обители.
В казнохранилище Казначею следует хранить и оберегать от всякой порчи монастырские планы и прочие важнейшие документы.
Казначей следит за составлением, хранением и проверкой описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в обитель.
Казначей выдает авансовые деньги Эконому или другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчет о затратах и остающиеся деньги, после чего расходные документы утверждаются Наместником.
Казначею подчиняются: письмоводитель, свечник, лавочник, библиотекарь, а также иные канцелярские должности, если они имеются (кассир, бухгалтер и т.д.)
§16. ЭКОНОМ.
На обязанности Эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной частью монастыря.
В распоряжении Эконома находятся как братия, занимающаяся монастырскими трудами, так и сторонние наемные рабочие, которых Эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода специальных работ.
Распределение времени работающей братии зависит от усмотрения Наместника или Благочинного, а Эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все занимались работой.
Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения самого Эконома, который назначает необходимые работы и следит за их исполнением (к таковым относятся: шофера, электрики, каменщики, штукатуры, столяры и др.).
Если в монастырском хозяйстве Эконом признает необходимым и полезным осуществить какие-либо улучшения, то ему предоставляется право предлагать свои соображения Наместнику или Казначею.
Эконому подчиняются: келарь, рухлядный, заведующие мастерскими (иконописной и др.), гостинник, больничный, трапезный, повар, закупщик, привратники. Эконом имеет помощника.
§17. ДУХОВНИК.
На должность духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и Святоотеческих Писаний.
Обязанность Духовника состоит в совершении Таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению.
Духовник должен вести у себя запись, кто и когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому Таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных.
Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то, по решению Наместника, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник.
Кроме того, по благословению Наместника, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику обители, приемля от него отеческие советы и наставления.
Помимо старцев-наставников Духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих.
В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми Отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе обители. В недоуменных делах Духовник спрашивает Наместника и его рассуждению и воле следует.
§18. РИЗНИЧИЙ.
На обязанности Ризничего лежит заведование и охранение всей церковной утвари, на которую составляется положенная опись, ежегодно контролируемая Наместником,
Опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей с указанием их количества, цены и века следует хранить всегда в ризнице, в безопасном месте, и без благословения Наместника описи никому не давать, самому же Ризничему иметь точную копию описи для проверки наличия упомянутых в описи предметов.
Ключ от ризницы Ризничий должен всегда иметь у себя и никого в ризницу не впускать, кроме помощника ризничего и то под личную ответственность самого Ризничего.
Ключи от церквей Ризничий должен держать ночью только у себя, отбирая их у чередного пономаря.
Бывшие в употреблении при священнодействии драгоценные вещи следует всякий раз после служения обстоятельно осматривать и о всякой утрате письменно ставить в известность Наместника.
Ризничий выдает облачение для священнослужения, следит за тем, чтобы требующее починки было своевременно исправлено, а о необходимости приобретать новые предметы докладывает Наместнику; пришедшее в негодность уничтожает по рассмотрению Наместника или Казначея. Ризничий следит за освещением алтарей и храмов.
Ризничий наблюдает за всеми действиями подчиняющихся ему: экклисиарха, пономарей и звонаря. Ризничий может иметь в своем распоряжении одного или двух помощников Ризничего.
§19. КЕЛАРЬ.
Обязанности келаря заключаются в наблюдении за целостью и сохранностью продовольствия. Под его наблюдением находятся монастырская кухня, склады продовольствия, квасоварня и просфорная, в коих должна соблюдаться безусловная чистота и опрятность.
Келарь наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось все то, что положено по Уставу. Без особого благословения Наместника или Благочинного келарь не должен отпускать пищу в братские келлии. В случае каких-либо недоумений келарю надлежит обращаться за указанием к своему непосредственному начальнику — Эконому.
§20. УСТАВЩИК.
Обязанности уставщика заключаются в строжайшем наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с церковным и монастырским уставами.
Уставщик следит за суточными чтецами, которые обязаны заблаговременно приготавливать кафизмы, тропари, кондаки и иные чтения и читать на клиросе без ошибок, благоговейно и отчетливо, без переливов голоса, что является признаком самомнения и гордости. Мало знающих чтецов уставщику следует обучать чтению.
На обязанности уставщика лежит обязанность следить, чтобы всегда исправно прочитывались синодики и поданные поминальники: на проскомидии, литургии, молебнах и панихидах.
Уставщику подчиняются: регент, канонарх и очередные чтецы и певцы. У уставщика также могут быть помощники, например, ответственные за правый и левый клиросы.
§21. РЕГЕНТ.
Обязанности регента состоят в управлении монастырским хором и в сохранении образцового порядка на клиросе.
Хор должен петь так стройно и молитвенно, чтобы пение трогало и умиляло предстоящих, приводило к прославлению имени Божия и приносило духовную пользу всем молящимся.
Ни сам регент, ни певчие не должны допускать между собою шуток, смеха, празднословия и шума. Канонарху следует заблаговременно просматривать тексты стихир и иных песнопений, чтобы канонаршить внятно и отчетливо, делая правильные по смыслу остановки между фразами.
Регент обязан систематически организовывать спевки, в которых должны неуклонно участвовать все певчие.
§22. ЭККЛИСИАРХ, или старший пономарь.
На обязанности экклисиарха лежит наблюдение за прислуживанием в алтаре и храме пономарей, за чистотой и опрятностью в храмах, за своевременным колокольным звоном к церковным службам; за освещением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребение скончавшихся, освящение воды, куличей, фруктов). Экклисиарх подчиняется Ризничему. В случае нужды должность экклесиарха может быть соединена с должностью Ризничего в одном лице.
§23. СВЕЧНИК.
На обязанности свечника лежит продажа свечей, прием поминовений и уплаты за них, а также прием других доходов по церкви. Свечник обязан давать Казначею подробные сведения о денежных поступлениях, имея при себе книгу для записи прихода, расхода и остатка свечей.
Свечник должен смотреть, чтобы церковные денежные кружки (свечная, молебная, исповедные, алтарные и иные) были запечатаны и замкнуты до времени выемки.
Свечник имеет в своем ведении и иные церковные свечи (диаконские, полиелейные, выносные, напрестольные, диккирные и т.п.), которые выдает экклесиарху или Ризничему, ведя соответствующий письменный учет.
Свечник следит за своевременным поставлением свечей у местных и иных икон и за своевременным снятием и надлежащим хранением огарков, подлежащих сдаче на свечной завод.
§24. ЛАВОЧНИК.
На обязанности лавочника лежит: продажа икон и разного рода поделок, составление сметы на товар и ведение по торговым операциям установленной монастырской отчетности. Выручка по лавкам сдается Казначею.
Периодически, по назначению Наместника, производится учет по лавке особой комиссией
§25. ПОНОМАРЬ
Обязанности пономаря требуют внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с прислуживанием в алтаре близ Святого Престола и Святого Жертвенника.
Пономарь обязан прислуживать за богослужениями, возжигать в алтаре светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи. Алтарь, церковь, паперть, образа, подсвечники и др. пономарь должен очищать от паутины и пыли, нечистоту выметая в непопираемое место, воздух освежать посредством вентиляции и открытия окон, ковры и дорожки по возможности чаще выколачивать. Пономари подчиняются Ризничему (или экклисиарху).
§26. ЗВОНАРЬ
В положенное время звонарь приходит к Наместнику (или Ризничему) за благословением и затем производит благовест к Богослужению, в соответствии с Уставом и введенным в обители обычаем.
§27. ПИСЬМОВОДИТЕЛЬ
На обязанности письмоводителя лежит ведение всего канцелярского делопроизводства обители. Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке, быть надлежащим образом зарегистрированными. Переписка обители не должна задерживаться и залеживаться.
Письмоводитель подчиняется Казначею и руководствуется его указаниями.
Письмоводитель может иметь помощника — письмоносца, который сдает на почте и принимает всю монастырскую корреспонденцию, а также доставляет корреспонденцию в местные учреждения.
§28. БИБЛИОТЕКАРЬ
На обязанности библиотекаря лежит заведование монастырской библиотекой,
приобретение необходимых книг и изданий, составление подробного инвентарного каталога и картотеки, и выдача книг насельникам обители (под расписку).
Должность библиотекаря требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с духовным развитием и подготовкой каждого брата обители. Библиотекарь должен о полезности той или другой книги советоваться с Наместником, Духовником или иными духовно-опытными лицами.
Книгохранилище надлежит содержать в полном порядке и чистоте, размещая книги по отделам, книги ветхие надлежит своевременно отдавать в переплетение.
Каждый брат, взявший из библиотеки книгу, должен хранить ее у себя в целости, чистоте и опрятности, оберегая от жары, сырости и иных повреждений, грязными руками листов не переворачивать, надписей и помарок на полях книги не делать, но при нужде делать выписки в особую тетрадь.
Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из монастыря библиотекарь обязан требовать возвращения взятых книг.
Книги, потребные для Богослужений, библиотекарь выдает своевременно приходящему Уставщику, отбирая ненужное обратно в библиотеку. Библиотекарь может по особому списку выдать Ризничему в ризницу полный круг богослужебных книг, в каковом случае Ризничий несет всю ответственность за сохранность этих книг.
§29. РУХЛЯДНЫЙ.
Рухлядный наблюдает за приобретением или изготовлением обуви, белья и одежды для братии, а также за их починкой. В отношениях с братией рухлядному подобает быть беспристрастным и внимательным, ибо часто случается, что иной по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иной же требует без нужды излишнего.
Священнослужителям всегда должна выдаваться одежда чистая и не изорванная. Вновь поступающим, вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную блузу.
Что касается материала, из которого должно шить братии одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чем изысканностью, и не цветную, но черную или серую (на подрясники), ибо щегольство в одежде неприлично иноческому смирению.
Рухлядный подчиняется Эконому и ему отчитывается в своем послушании, представляя и смету на приобретение потребных материалов.
§30. ПРОСФОРНИК.
Просфорник является ответственным лицом по изготовлению просфор, т.е. хлеба, приносимого при священнодействии на Святой Евхаристии. Посему таковой хлеб подобает печь из чистой свежей пшеничной муки, положив закваску и соль в меру, дабы хлеб имел вкус благоприятный.
Сам просфорник должен жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне. Просфорник подчиняется Эконому, получая муку и все потребное у келаря.
§31. ТРАПЕЗНИК.
Обязанности трапезника состоят в надзоре за приготовлением братии пищи и в наблюдении за порядком во время трапезования.
Трапезник (или, по благословению Наместника — повар) каждый день с вечера (или однажды на всю неделю) испрашивает благословение у Наместника, какую и в каком количестве готовить пищу.
Утром трапезник должен придти в церковь для получения от служащего иеромонаха огня из горящего перед иконой святителя Николая неугасимого светильника, которым надлежит разводить огонь на кухне, прочитав молитву «Отче наш».
Во время трапезы следит, чтобы пища делилась поровну и подавалась с молитвой Иисусовой, на которую братия ответствует «Аминь».
По окончании общей трапезы, во вторую очередь вкушают пищу трапезник, келарь, чтец и те из братии, которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь.
После второй очереди трапезник никому пищу не отпускает ни в трапезе, ни в келлии, разве по особому указанию Благочинного или Эконома, которому трапезник непосредственно подчиняется. Трапезник наблюдает за тем, чтобы как в трапезе, так и на кухне всегда соблюдалась образцовая чистота, опрятность одежды прислуживающих, чистота посуды, а также следит за проветриванием помещений трапезы и кухни.
§32. ГОСТИНИК.
На обязанности гостиника лежит с любовию и усердием обслуживать приезжающих в обитель.
О прибытии всякого гостя гостиник немедленно докладывает Благочинному, и без его благословения никого в гостиницу не принимает.
Приходящих в обитель монашествующих и послушников из других монастырей ни коим образом не следует помещать с братией, но или в гостиных помещениях, или в свободных келлиях.
Пища для гостей обители должна быть скромная и дозволенная монастырским уставом. Отступление от общего правила (для больных) можно делать лишь с благословения Наместника.
§33. БОЛЬНИЧНЫЙ.
Обязанность больничного состоит в уходе и присмотре за находящимися на излечении братиями. На должность больничного назначается брат богобоязненный, сострадательный и заботливый.
Больничный пользует болящих пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время и в строгом соответствии с указаниями врача и Благочинного.
Употребление лекарств основываем на слове Божием (Сирах 38гл.) и на словах св. Василия Великого: «Как всякое пособие, искусство против немощей естества даровано нам от Бога, например, земледелие, ткацкое искусство, зодчество; так надобно сказать и о врачебном искусстве… Свойства, заключающиеся в корнях, цветах, листьях, в плодах и соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, — все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие» (Правило 55).
Однако, как не должно вовсе избегать телесного лечения, так не следует и полагать в нем всю свою надежду, помня, что врачебное искусство действенно лишь тогда, когда на это есть воля Божия,
§34. ЗАВЕДУЮЩИЕ МАСТЕРСКИМИ.
На обязанности заведующего какой-либо мастерской (иконописной, портняжной, столярной, переплетной и т.п.) лежит надзор за работами, в ней производящимися и наблюдение за благоповедением труждающейся братии и частных лиц, приглашаемых для производства работ.
Труждающаяся братия должна помнить слова св. Апостола: «Ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе»(2 Сол. 3; 8).
В монастырских мастерских не должно производить работ, могущих оказать вредное влияние на душевное преуспеяние братии, или требующих чрезмерного соприкосновения с миром, особенно с женским полом. Заведующие мастерскими подчиняются Эконому.
УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ В БРАТСТВО ОБИТЕЛИ
§35 Никакое звание и никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество (в соответствии с 43 Правилом VI Вселенского Собора).
§36. Безусловно запрещается принимать в братство обители:
- Лиц несовершеннолетних.
- Мужа при живой жене, законно с ним не разведенной, если же поступить в монастырь пожелают оба супруга, то надлежит принять во внимание, не имеют ли они малолетних детей, требующих родительского призрения, и, если препятствий нет, то оба супруга должны быть пострижены в один день, разумеется, в разных обителях: мужской и женской. (Вас. Вел. Пр. 18).
§37. Новопоступающий предъявляет паспорт, рекомендацию духовника или приходского священника, медицинскую справку о состоянии здоровья, свидетельство о семейном положении, военный билет (или свидетельство об освобождении от воинской службы), а также пишет свою автобиографию и прошение о принятии в монастырь на имя Настоятеля обители. Все вышеупомянутые документы должны отвечать всем требованиям светского законодательства, дабы новопоступивший не отягощал ни себя, ни монастырское начальство хлопотами по приведению в порядок своих документов.
§38. Новопоступивший проходит испытание в течение одного года. Если окажется достойным воспринять монашеский чин, Наместник делает представление о его пострижении Настоятелю обители — правящему архиерею Гомельской епархии.
§39. Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от благонравия и моральной устойчивости новоначального, а также если известна благочестивая жизнь новопостригаемого до вступления его в братство (таковы: воспитанники духовных школ, известные церковные деятели и т.п.)
§40. Представление послушника к пострижению в монашество должно быть основано не просто на исполнении обычно положенного года искуса, но на приобретенном посредством надзора и испытания удостоверении о благонадежности его к достойному прохождению монашеского подвига.
§41. Испытуемый помещается в особом помещении (особой келлии для новопоступающих) и проходит испытательное житие под руководством благочестивого старца-наставника, от которого получает необходимые первоначальные наставления, касающиеся внутреннего духовного устроения и внешнего поведения. По истечении некоторого времени и при условии достойного поведения новоначальный получает подрясник, пояс, скуфию и четки и может быть помещен в братской келлии (но до пострижения в монашество не один, но с кем-либо из опытных в монашеской жизни иноков).
§42. Принимаемый в братство помнит, что помещение, им занимаемое (келлия или часть келлии), не является его собственностью, но представляет собою общежитие или служебное помещение.
§43. От приходящих в обитель денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять от поступающего добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем, чтобы жертвователь дал подписку в том, что за свою жертву он не будет искать преимущества или хвалиться своей жертвой.
§44. Бродячие иноки, самовольно ушедшие из другого монастыря, в обитель не принимаются.
ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ ИНОКОВ
§45. Новоначальный прежде всего внимательно изучает Устав обители, чтобы при первых же шагах своего пребывания в ней не нарушать заведенные в обители порядок и дисциплину. Прочитав весь Устав от начала до конца, новоначальный дает подписку в том, что он знаком с Уставом и обязуется его свято выполнять, в случае же нарушения Устава обязуется немедленно по благословению Настоятеля удалиться из обители, не выдвигая никаких претензий к администрации монастыря.
§46. Новоначальный должен всемерно стараться, оставляя светские привычки, проникаться духом монастырской жизни, помня наставление св. Василия Великого к начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушными к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицеприятную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью» (Четьи Минеи, 1 января, житие свт. Василия Великого).
§47. По отношению к Наместнику и братии новоначальный должен оказывать смиренную почтительность. При встрече с Наместником следует поклониться и испросить благословение, а при встрече с иеромонахами, иеродиаконами и иными членами братства, сделать поясной поклон. Необходимо брать благословение и у иеромонахов (архимандритов, игуменов).
§48. Входить в келлию к братии следует с молитвой Иисусовой и только тогда, когда будет получен ответ: «Аминь».
§49. После вечернего правила всякие праздные разговоры воспрещаются.
§50. Подобает беспрекословно подчиняться воле Настоятеля обители — Правящего архиерея Гомельской епархии. Наместника обители и лиц начальствующих, помня, что истинное и совершенное послушание выражается в том, чтобы без благословения не только удерживаться от несообразного, но не делать и самого похвального.
§51. Если кто-либо из братии уклоняется от выполнения правил иноческой жизни, Наместник пытается образумить его увещаниями. Кто упорствует в непокорности и не принимает исправительных мер, того надобно строго обличить при всей братии. Если же кто и после многократных увещаний не исправляется, то его следует, как поврежденный член тела, вовсе отсечь от общего тела братства.
§52. Кто не принимает послушания, одобренного Наместником, тот должен наедине или открыто привести ему свои возражения, если имеет какое-либо разумное основание, или молча исполнять то, что приказано. Если сам устыдится, пусть употребит на сие посредниками других. Если же будет упорствовать в непокорности, жалуясь втайне, но не объявляя открыто и честно своего огорчения, тот как колеблющий в братстве уверенность в святости послушания, подлежит изгнанию из братства.
§53. Новоначальный должен быть в постоянном мире и любви со всею братиею обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.
§54. Никто не должен без благословения старших брать себе в келлию никакой пищи, даже самой необходимой, помня, что всякое приобретение, без благословения творимое, есть кража.
§55. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически в обители зоспрещаются, и нарушение сего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из братства.
§56. Начало каждого послушания совершается по совершении крестного знамения и при чтении краткой молитвы («Господи, благослови» и др.) равно и при окончании послушания надлежит совершить крестное знамение с молитвой («Слава Тебе, Господи» и Др.).
§57. Новоначальным не следует заводить в келлии предметов роскоши, как отвлекающих от богомыслия и способствующих рассеянию ума. Лучшим украшением иноческой келлии служит Св. Библия и иные душеполезные книги.
О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ
§58. Каждый член братства монастыря в отношении к жизни духовной должен быть под особым руководством старца-духовника, которому часто должен открывать свое духовное состояние недоумения, затруднения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и т.п. и получать от него разрешение недоумений и наставления, направляющие его к дальнейшим успехам в духовной жизни.
§59. Наместник и Духовник монастыря наблюдают, чтобы вся братия, а особенно священнослужители перед вступлением в чреду священнослужения очищали совесть свою таинством покаяния и причащались Святых Тайн во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по душевному состоянию, и чаще.
§60. Ради духовного преуспеянии каждый насельник обители должен почитать своею священною обязанностью ежедневное чтение Священного Писания, а так же творения святых Отцов и иной душеполезной литературы, находя в ней духовную пищу и духовное утешение.
§61. Братия не должна ничего особенного предпринимать по своей только мысли и воле (в отношении, в частности, к особенным духовным подвигам), например, налагать на себя пост сверх положенного по Уставу, и пр., чтобы самоугодие и самочиние в духовном делании не повредили общего благого дела спасения души.
§62. Если кто из братии оскорбит кого-нибудь, то неотлагательно должен испросить прощения у оскорбленного, а оскорбленный должен стараться с кротостью и любовью простить обидевшего.
§63. Насельники Свято — Никольского монастыря должны помнить, что своим трудолюбием и неослабным выполнением заповедей Божиих, правил отеческих и церковных уставов, они открывают себе путь к высшей жизни, духовной и созерцательной, уподобляясь нашему небесному покровителю, а нарушением установленных правил монашеского жития подвергнутся горькому осуждению. Поэтому ради пользы самих же претыкающихся в поведении необходимы и исправительные меры, употребляемые без злобы на согрешающих, но с внимательным рассмотрением вины. Виновный же, получая епитимию, принимает ее не как бич, а как врачевство и поощрение к лучшему.
§64. В качестве исправительных мер могут быть употребляемы: удаление от общей братской трапезы на один или несколько дней, перевод с послушания более ответственного и почетного на менее ответственное и почетное, а также поставление на поклоны.
§65. Относительно поклонов следует руководствоваться следующим суждением святителя Филарета, Митрополита Московского: «Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник и виновный не должен смотреть на сие как на наказание. Молитва, по существу своему, есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным. Должно ставить на поклоны с тем, чтобы нарушивший свою обязанность просил у Бога прощения и помощи к своему исправлению. Сие должно делать без многих свидетелей, чтобы он удобнее мог молиться без смущения. Если настоит нужда поступить кого на поклоны при братии, то надлежит внушить ему и братии, что это не для уничижения его, но чтобы прочие, видя его покаяние, призвали ему помощь Божию к исправлению».
О БОГОСЛУЖЕНИИ
§66. Важнейшим предметом внимания монастырского начальства и усердия братии является церковное Богослужение.
Поэтому вся братия от начальствующих до новоначальных должны неопустительно и благоговейно участвовать в Богослужении или при нем присутствовать. Неисправность в этом священнейшем деле должна признаваться важным нарушением распорядка духовной жизни обители.
§67. Для соблюдения чинности и порядка в совершении священнослужителями обители Божественных служб Благочинный монастыря совместно с Ризничим и Уставщиком еженедельно составляют контролируемое и подписываемое Наместником расписание Богослужений с указанием имен священнослужителей и чтецов, занятых в каждой отдельной службе. Самочинно нарушать расписание (заменять друг друга в служении, уклоняться вовсе и пр.) никому из братии без благословения Наместника или Благочинного не разрешается.
§68. За полчаса до начала утреннего Богослужения будильный, взяв благословение у Благочинного, обходит все келлии с молитвой для пробуждения братии.
§69. Каждый из братии должен стараться придти в церковь до начала Богослужения. О непришедших или пришедших в церковь с опозданием Благочинный объявляет Наместнику с занесением случая по его рассмотрении в ежедневную книгу. Также никому не следует уходить из церкви прежде окончания Богослужения.
§70. Занятые некоторыми послушаниями (в трапезной, просфорной и т.п.), если не могут вполне присутствовать за всеми церковными Богослужениями, должны иметь на сие особое разрешение Наместника или Благочинного.
§71. Священнослужащие, читающие и поющие в церкви должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, не повреждая церковное пение нововведениями, не сообразными с простотою и умилением, свойственным монастырскому Богослужению.
§72. Поскольку Богослужения в монастырских храмах посещаются не только братией, но и многочисленными богомольцами, братия может совершать для верующих церковные требы: молебны, панихиды, разного рода поминовения и пр.), однако таинства Крещения, и Брака в обители не совершаются.
§73. Никто из братии ни под каким предлогом не должен брать ни за какие требы для себя лично ни денег, ни других вещей, но сдавать все доходы ответственным по монастырю лицам.
§74. Являться к Богослужению священнослужители и монахи обязаны в клобуках, рясах и мантиях, а послушники — в приличном и скромном одеянии.
§75. На пути в церковь и из церкви братия не должны останавливаться с посторонними и входить в праздные беседы, но если от кого будут о чем-либо спрошены, ограничиться необходимым кратким ответом.
§76. Братия должны приучать себя как снимать, так и надевать камилавки и клобуки все в одно время, также и поклоны предстоятелю при соборном служении должны совершаться одновременно.
О ТРАПЕЗЕ
§77. Если братская трапеза поставляется непосредственно по окончании церковного Богослужения, то братия прямо из церкви идут в трапезу, а если по некотором времени, то ожидая трапезы, имеют отдых в келлиях.
§78. Испросив благословение у Наместника, трапезный ударяет в колокол, и братия в клобуках и рясах немедленно собирается на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными молитвословиями.
§79. В продолжение трапезы братия сохраняют безмолвие, внимая предлагаемому чтению из Жития Святых или из поучительных книг. Для чтецов составляется особое расписание.
§80. Позднее вхождение в трапезу или исхождение из нее прежде окончания без благословения признается беспорядком и не оставляется без ответственности.
§81. Никто не должен брать пищу в келлию, кроме тех, которым разрешит сие Наместник или Благочинный, как не могущим придти в общую трапезу, например, по болезни, по глубокой старости и иным серьезным причинам. Незаконно опоздавшие могут быть вразумлены выговором или вовсе лишены трапезы. Не должны опаздывать на трапезу Наместник и Руководство обители.
§82. Перед последним блюдом, по лаврской традиции, Наместник звонит в колокольчик, вся братия встает, и Наместник (или другое лицо из старшей братии) произносит: «Молитвами иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и преподобнаго отца нашего Сергия, игумена Радонежскаго, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас».
О КЕЛЕЙНОМ ПРЕБЫВАНИИ
§83. Время, оставшееся после церковного Богослужения и исполнения послушаний, проводимое в келлиях, братия должны употребить с благоразумием и бережливостью, приобретая возможно большую пользу, главным образом — духовную. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть:
а) келейное правило по Уставу и благословению старца;
б) чтение душеспасительных книг и выписывание из них важнейших назидательных мыслей;
в) упражнение в церковном чтении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, Устава церковного;
г) занятия, поручаемые Наместником или кем-либо из начальства и выполняемые как послушание (иконописание, летописание и т.п.);
д) рукоделие в пользу обители, или для удовлетворения собственных нужд, или иных полезных целей;
е) уборка келлии, чистка и ремонт одежды, обуви и прочее, что служит целям чистоты и опрятности жилища и одежды инока.
§84. Любимой настольной книгой каждого инока должна быть Святая Библия, т.е. Священные книги Ветхого и Нового Завета, повествующие об истории творения мира и человека, о приготовлении человеческого рода к принятию Спасителя и о пришествии Его в мир, учении, страдании, смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа.
§85. Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы к келейному чтению следующие подвижнические писания: Аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Макария Великого, Нила Сорского, Исаака Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Варсонофия Великого, Симеона Нового Богослова, Аввы Исаии, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Петра, Афонский Патерик, Древний Патерик, Киевский Патерик, Луг Духовный, Пролог, Добротолюбие, житие и наставления преподобного Сергия Радонежского и Патерик его Лавры, житие и наставления преподобного Серафима Саровского, наставления преподобного Паисия Величковского и другие духовно-нравственные сочинения.
§86. Одежда братии должна быть чистая и простая, чуждая роскоши и блеска, причем, по возможности, единообразная.
§87. В случае болезни братия обители непременно посещает врача, который ставит в известность Благочинного о серьезности заболевания и делает отметку в особой книге для регистрации болящих с указанием срока освобождения от несения послушаний.
О ВНЕШНИХ ПОСЕТИТЕЛЯХ И О ВЗАИМНОМ ПОСЕЩЕНИИ КЕЛЛИЙ
§88. Принятие в келлиях внешних посетителей (мужского пола) допускается лишь по благословению монастырского начальства, причем в дневные часы.
§89. Лица женского пола в келлии не допускаются. В случае если возникнет необходимость брату обители увидеться с близкой родственницей, то таковые принимаются не в келлии, а в особо назначенной приемной близ монастырских ворот.
§90. Без благословения Наместника никто не имеет права никого из посторонних оставлять у себя в келлии на ночлег.
§91. Братия могут посещать один другого в келлиях для совместных занятий по подготовке к Богослужению (чтению и проч.), а также для совместного духовного назидания, взаимной помощи в келейных нуждах, для посещения больных и престарелых и для служения им. Для таких посещений особого разрешения не требуется, однако, если эти посещения будут превращаться в развлекающие или вредные, они могут быть вовсе запрещены
§92. После вечерней трапезы и вечернего правила каждый должен оставаться в своей келлии, кроме особенных благовидных случаев, когда брат вызван к кому-либо из начальствующих, или если требуется посетить духовника, послужить больному.
УСЛОВИЯ ОТЛУЧЕК ИЗ МОНАСТЫРЯ
§93. Исхождение из обители бывает по должностной обязанности, по распоряжению начальства, а также по желанию имеющих в том уважительную частную потребность.
§94. Если кому-либо из братии потребуется в дневные часы (до начала вечернего Богослужения) отлучиться в город за ворота обители, то для сего достаточно устного разрешения Благочинного.
§95. В случае болезни или иных важных причин, некоторые из братии могут получить более продолжительный отпуск (для поправления здоровья и т.п.), но в каждом отдельном случае начальство обители имеет по сему специальное суждение, дабы время, проведенное вне монастыря, не повредило брату в его духовном устроении.
§96. Монашествующие не должны ходить в мирские дома на похоронные, поминальные и т.п. обеды.
§97. Отлучающиеся из обители, по своем возвращении, дают немедленный отчет лицам их отпустившим (в том числе и посылаемые по хозяйственной надобности).
§98. Священнослужители обители, отпускаемые по благовидным причинам за стены обители или города, не имеют права священнодействия без разрешения:
а) отпускающего их Наместника (выдающего соответствующую справку);
б) правящего епархиального архиерея той местности, где желает священнодействовать отпущенный, или настоятеля того монастыря, в который временно прибыл отпущенный из обители.
§99. Послушники во время продолжительного отпуска из обители не должны носить иноческого одеяния (Указ св. Синода №17 от 30 апреля 1873 года).
§100. В случае болезни монашествующих, состоящих в братстве обители, монастырь содействует лечению, выделяя для него необходимые средства, а в случае необходимости обеспечивая уход за больным братом.
УСЛОВИЯ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗ МОНАСТЫРЯ
§101. Иноки, изменившие своим обетам, живущие зазорно, монастырской дисциплине подчиняющиеся лишь настолько, чтобы иметь возможность бесплатно пользоваться келлией и столом и своей неисправностью кладущие пятно на святую обитель, после увещания и принятия дисциплинарных мер, могут быть удалены из обители, как негодные к монашеской жизни и вносящие соблазн в среду остальной братии.
§102. Иноки, уволенные из обители, должны в кратчайший срок, указанный Наместником, сдать Эконому келлию и ключи от нее, монашескую одежду и другие монастырские вещи, возвратить библиотекарю взятые из библиотеки книги и в мирской одежде удалиться из обители.
§103. Если какой-либо брат, уволенный из обители, или самовольно ее оставивший, познав свое согрешение, возвратится обратно в монастырь и будет просить Наместника и всю братию принять его снова, обещаясь исправить свою прежнюю жизнь и исполнять положенный Устав, то такового брата можно, по всестороннем рассмотрении его дела, принять. Но прежде принятия он должен свое покаяние засвидетельствовать на бумаге, и только тогда зачислить его сначала в разряд вновь поступающих, а затем, по долгом испытании — в число братии
§104. В случае смерти кого-либо из братии, все его имущество после описи, составляемой Благочинным, Казначеем и Экономом передается на склад и является общим монастырским имуществом. В исключительных случаях, с благословения Наместника, умирающий брат может и иным образом распорядиться своими личными вещами, составив для сего особое завещание.