Архимандрит Савва (Мажуко) : «Церковь — это Христос среди людей»

— Праздник Святой Троицы — это так прекрасно! Это так весело и утешительно. И не случайно мы и Духа Святаго, сошедшего на апостолов, называем Утешителем! Потому что он Дух надежды, Дух любви, Дух доброты. И не случайно этот праздник называют также Днем Рождения Церкви, потому что церковь — это стремление к единству. К единству разных людей. Это Христос посреди нас! Церковь — это не просто Христос. И церковь — это не просто Христос, и церковь — не просто люди. . Единство, к которому Господь призывает нас в церкви, единство, о котором Он молился, это не единство безликих персонажей, которые ходят строем, говорят одни и те же слова, думают одни и те же мысли. А это единство в любви, в благодушии, в сочувствии, в жалости к друг другу. Вот на чем делает акцент Священное Писание, когда говорит о единстве христиан во Христе. Мы его все время подменяем каким-то политическим объединением или же единством в благочестивых практиках, может быть. Или же в исповедании неких формул. Что, конечно же важно, но не самое главное. Потому что апостол Павел в посланиях к ефессянам говорит о том, что Дух Святой дается нам и все дары церковные для созидания себя в любви.

Это очень важная фраза. То есть единство, о котором говорит Христос — это не уничтожение индивидуальных свойств, черт, стилей, мыслей. Потому что, если мы к друг другу присмотримся, прислушаемся, мы, собственно, и верим-то бывает по-разному. Хотя и ходим в один храм, а выхвати любого из нас, опроси, согласно катехизису или догматическому богословию, окажется что не очень-то и православный человек. И, может быть, здесь среди нас православных совсем немного. Может быть, только Евдокия… Да. А все остальные сочувствуют. Но это нормально. Потому что единение, о котором говорит апостол Павел, — это единение в любви, то есть в доброте, в сочувствии.

Вот в посланиях апостола Иоанна Богослова наиболее часто употребляемое слово: «Возлюбленные братья!» И апостол Павел постоянно обращается к своим друзьям, духовным детям, говорит: «Любимые братья!». Переводится на русский язык словом «возлюбленные», хотя греческое слово «αγαπητός» значит — просто любимый. И это не фигура речи, как это бывает, когда мы обращаемся, например, из вежливости, говорим: «Ваше превосходительство», или «Дорогой брат»…

Дорогой в каком смысле? — Это слово уже потеряло свое первоначальное значение. То есть мы говорим не потому, что дорого обходится, например «дорогая теща» — не потому, что она требует больших подарков или очень тяжела для кошелька, а это вежливое обращение. Не более того. Но вот апостол Павел использовал слово «любимые» в самом первом смысле этого слова, в самом первом значении. Он любил очень этих людей. Подумайте, много ли у вас людей, к которым вы можете с чистым сердцем, со всей искренностью предельной назвать «любимые». Бывает очень тяжело даже слово «друг» произнести. Потому что это что-то сокровенное. Единство очень сердечных отношений с другим человеком. Не похожим на нас. А вот для апостола Павла и первого поколения христиан лучшего слова не нашлось. Они друг друга называли «любимый»!

У меня была знакомая учительница, которая шокировала своих учеников и знакомых тем, что она обращалась так: «Любимый! Любимый, ты бы не мог мне прочитать стихотворение Некрасова, которое я вчера задала на уроке?»

И ее обращение многих, знаете, вводило в некоторое смятение. Потому что это слово уж слишком особенное! Нагружено особыми чувствами. И есть такие слова, которые мы все время держим про запас. И слово «любовь» к таким словам относится. Однако настоящая атмосфера единения внутри церкви именно этим словом передается. Единение в любви. В расположении сердца. И когда нам говорят, сейчас особенно часто о том, что нужно блюсти верность церкви, христианству, опасаться врагов, которые на церковь нападают, может быть, это и правильно, конечно. Но церковь, это не там, где ходят строем!

Церковь — это там, где избыток любви между людьми, где мы к друг другу учтивы, тактичны, вежливы не потому, что этого требует наш кодекс или же правила приличия. А потому что по-другому человек не может. И созидание себя в любви, то есть то, что на самом деле является духовным развитием, и есть это приращение доброты!

Человек, который молится Богу, ходит в церковь, называет себя христианином, он год от года становится все добрее и добрее. И когда мне на исповеди мне говорят о том, что, батюшка, я в церковь хожу, а никаких изменений не вижу, мы не в том усматриваем изменение. Не в том, что мы стали меньше грешить, или в том, что мы съедаем на 20 тортов меньше в год, чем прежде, а на сколько добрее, внимательнее мы стали, насколько сердечнее, искреннее. То есть формула апостола Павла является самым настоящим критерием духовной жизни — и личной, и церковной. «Приращение себя в любви». То есть церковное развитие и даже духовное возрождение измеряется не количеством храмов, построенных у нас в стране, не количеством епископов или пышных крестных ходов. А атмосферой взаимной любви внутри христианской общины.

Если вместо любви, вместо доброты, отзывчивости — холодность, озлобленность, грубые слова, подозрительность — у нас это очень распространено в церковной среде, мы все подозреваем: «наверное батюшка продался католикам», а епископ — масонам. «Почём веру продали?» — такие упреки очень часто слышатся на самом деле. Подозрительность — она проистекает как раз от недостатка любви в сердце, потому что там, где любовь, там доверие. Там отзывчивость, вежливость, учтивость.

Поэтому, друзья мои, в этот день, когда мы торжествуем, самое первое единение во Христе и в Духе Святом, которое позже назвали церковью, мы должны сверять свою личную жизнь и жизнь нашей общины с этим критерием апостола Павла — приращением себя в любви, насколько я прирос добротой? Стал ли я добрее? Какая атмосфера у нас в общине? Может быть, действительно, следует смягчить нравы, стать более внимательным, более отзывчивым? Чаще улыбаться, спрашивать друг у друга, интересоваться: «А как Вы? Говорят, сегодня плюс 30 будет, может быть, Вам капли какие-то нужны? Или водичкой угостить?». Взаимная учтивость, отзывчивость — это и есть один из признаков приращения в любви.

Поэтому, друзья мои, будем думать над этим важным словом апостола Павла, что это такое для меня значит? И когда возникнет сомнение в душе, начнем себя сравнивать с другими и говорить, что нет во мне никакого толка, как в христианине, все-таки вспомним про этот самый главный критерий — приращение себя в любви! Стал ли я добрее?

Может быть, даже не говорить: «стал ли я добрее?», а «следовало бы быть добрее». Или просто: «Давайте будем добрее!».

«Будем добрее!» —  пусть это будет последнее слово, которое я сегодня на проповеди скажу! С праздником! Христос посреде нас!

— И есть, и будет!

— Склоните ваши головы: «Благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием! Аминь!» С праздником!

Архимандрит САВВА (Мажуко)

07 июня 2020 года

 

 

Похожие записи