Вечером 18 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, игумен Феодорит (Золотарев), исполняющий обязанности наместника Никольского мужского монастыря, совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, по окончании которого сказал проповедь:

Великий пост вдохновляет и направляет нас к покаянию. Покаяние – это не просто эмоция, не просто сожаление о грехах. Покаяние понимается в Священном Писании как всецелое изменение жизни, как некое глубокое фундаментальное внутреннее преображение человека. Именно к такому покаянию мы все с вами призваны.

Когда Господь Иисус Христос вышел на проповедь, первое к чему он призвал всех людей – это было покаяние. Он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».  И поэтому каждый, кто хочет идти за Христом, не имеет другого пути, как только этот путь и изменение жизни.

И если человек назвал себя христианином, но не желает менять свою жизнь, продолжает жить также, как и прежде, не ставит себе целью какую-то внутреннюю перемену, то такой человек не является христианином. Тот, кто не ставит своей целью покаяние.

Покаяние должно охватывать все наше существо. Не только внешнее наше поведение, когда меняются наши привычки, когда мы начинаем по-другому поступать, когда отходим от каких-то нехороших дел и стараемся делать дела добрые. Это касается нашего внутреннего мира, когда меняется сознание человека, его взгляд на этот мир, когда меняется его отношения с Богом и людьми. Все это должно произойти с нами.

И, кроме всего прочего, важно чтобы изменилось наше сердце.  До того, как человек пришел ко Христу, он, бывает, живет какими-то интересами земными пустыми или греховными и наполняет ими себя.  Он любит то, что находится здесь в рамках земли, любит грех.  И вот в этой стороне своей внутренней жизни, прежде всего, и должна произойти перемена.

Как нам оторвать наше сердце от земли и повернуть его Богу? И как раз в этом нам помогает пост. Пост, который призывает нас наложить на себя ограничения, призывает к воздержанию, и прежде всего к воздержанию от тех греховных впечатлений, наслаждений, привычек, которыми человек привыкает жить, которыми наполняет себя, в которых находит утешение, и радость, и пищу для себя.

Нам нужно отсечь все это, отвергнуть от себя. Тогда душа будет голодать. Она привыкла вот к этому. А мы отняли у нее эту пищу. И тогда, будучи голодной, может быть и захочет повернуться к другой пище, к другой духовной чистой пище.

Ведь пока наше сердце наполнено чем-то греховным и земным, в нем нет места для добрых ощущений, в ней слабы добрые стремления. И вот чтобы освободить место нашей душе, нам нужно воздержание. Но если мы только будем воздерживаться, отнимем от себя привычную пищу душевную, а ничего другого не предложим, ничего другого не будет. Через какое-то время с еще большим рвением бросимся на то, от чего воздерживались.

Поэтому постом мы не только воздерживаемся, не только отказываем себе в чем-то, прежде всего, нам нужно наполнять себя чем-то другим, чем-то святым, чтобы наше сердце почувствовало другую любовь, другую радость, другое утешение, чтобы она научилась находить радость в добре, добрых делах, добрых стремлениях, добрых мыслях. Чтобы произошла именно замена, перемена.

Вот слово покаяние и означает перемена. Вот такая перемена нам нужна. Чтобы мы, привыкшие наслаждаться своими какими-то греховными делами, отвергли их и полюбили Божьи добродетели. Вот на это нам надо обратить внимание в нашей жизни этим постом и дай, Бог, найти путь и, действительно, научиться вкушать божественную радость Духа Святого, которая дарует нам общение с Богом, духовный труд, добрые дела и все то, что заповедал нам Господь наш Иисус Христос.

Пусть Господь сохранит всех нас и поможет нам идти путем истинного покаяния. Аминь.

18-03-2024 г.