Логотип для шапки

 

Игумен Феодорит: "Чтобы мы заботились друг о друге..."

Братья и сестры, сегодня в Евангелии рассказывалась история о том, как однажды в Капернауме, городе, где жил Иисус Христос, в день, когда он проповедовал в одном из домов, и вокруг него собралось очень много людей, так что дом был переполнен, люди стояли даже в дверях, и невозможно было туда войти. Так вот, некие люди принесли Господу человека расслабленного, то есть парализованного, который сам двигаться не мог, и они хотели попросить Господа об исцелении этого человека, видимо, он был им дорог, небезразличен.

И вот они приходят к этому дому и видят, что попасть к Господу невозможно, дойти до Него они не могут, потому что толпа людей окружает Его. И что происходит? Эти люди не остановились, не отчаялись. Они вдруг приняли такое дерзновенное неординарное решение: они залезли на крышу дома, где находился Спаситель, каким-то образом занесли туда этого расслабленного, разобрали кровлю и спустили Господу прямо через крышу этого человека, чтобы Он его исцелил. Видимо, настолько для них это было важно, что они не остановились ни перед чем, ни перед какими то ни было непреодолимыми трудностями – они нашли выход. Они не побоялись опозориться перед людьми, или что их поругает хозяин дома – для них был важен этот человек и его исцеление, и они смогли этого добиться! И вот Господь, оценив эту заботу, эту веру людей, исцеляет больного человека.

Так Господь еще раз подчеркивает, насколько важно, чтобы и мы с вами заботились друг о друге.

Но когда мы пытаемся друг другу в чем-то помочь, у нас с вами, к сожалению, бывают разные ошибки, и довольно серьезные ошибки в этом деле, даже в плане просто земной помощи. Бывает так, что мы пытаемся сделать какое-то добро человеку, даже идем на какие-то большие жертвы ради человека, но при этом совершенно не задумываемся о том, а нужна ли человеку эта конкретная помощь. Очень часто можно видеть, что человек из сил выбивается, жертвует собой, своим временем, деньгами, особенно в семьях это бывает, пытается что-то человеку дать, и видит, что человеку это не нужно. И возникает обида: вот, я стараюсь, из кожи вон лезу, стараюсь своим детям то и то делать, забочусь о них, а они только неблагодарность проявляют в ответ. Так в чем же тут причина? Оказывается, нам нужно быть внимательными к другому человеку, подумать о нем, что ему, действительно, нужно, а что ему не нужно. Ведь в ситуации, когда мы пытаемся делать добро, мы часто думаем о себе самих, нам важно осознавать, что мы делаем добрые дела, что мы заботимся о наших близких. И мы чувствуем некоторое удовлетворение, нас радует осознание того, что мы столько хорошего делаем, и нам от этого хорошо, и нас не заботит, а нужна ли другим эта наша помощь или не нужна, или, может быть, нужно совершенно другое. В такой ситуации другой человек как бы выпадает из поля нашего зрения: мы думаем о себе и о нашем представлении, о том, как должно быть хорошо. И если так происходит, то бывает конфликт: я стараюсь, а другой не принимает. Но это не потому, что он неблагодарный, а потому что мы невнимательно отнеслись, мы думали о себе в этот момент, а не были чуткими, чуткими к жизни, к настоящим нуждам этого человека. Может быть, ему нужно просто покоя, чтобы к нему не лезли с какими-то услугами. И вот нам следует внимательно прислушиваться к другому человеку, и тогда, только в таком русле наша помощь бывает воспринята.

Также и в плане духовной помощи другим людям бывает еще больше ошибок. Нам кажется, что мы должны бы как-то повлиять на другого человека, особенно в семье, на близких нам людей, чтобы они повернулись к Богу, ведь это так важно. Нам этого хочется, и само это желание прекрасно. Только, исходя из этого желания, мы начинаем выстраивать неправильное поведение. Если я хочу, чтобы мой близкий человек повернулся к Богу, я должен его исправить. Я начинаю замечать его недостатки – и вот у нас все сводится потом к тому, что мы начинаем искать в человеке и видеть в человеке его недостатки, потому что мы должны что-то с ними сделать. Это внимание к недостаткам другого человека рождает осуждение его, осуждение рождает недовольство человеком, недовольство рождает раздражение, раздражение рождает неприязнь, неприязнь рождает злость, злость рождает гнев, там и до ненависти недалеко. Итак, из доброго источника у нас вырастает нечто неожиданно злое. Из этого желания спасти человека мы приходим к ненависти к этому человеку. Может быть, мы до ненависти не доходим, но, по крайней мере, эта осуждающая позиция, оценивающая позиция, из которой рождаются бесконечные укоры, порицания, замечания, нравоучения, которые могут вконец испортить наши добрые отношения с человеком. Вот какая ошибка. Нам надо быть внимательными, чтобы нам по этому пути не идти. Если мы хотим принести духовную пользу человеку и привести его ко Христу, прежде всего, нам нужно быть не обличителями, а свидетелями чего-то прекрасного в этой жизни. Чтобы человек, глядя на нас, увидел, чем мы живем, благодаря чему мы счастливы, благодаря чему мы живы. И если человек увидит, что для нас Господь – это все; если человек увидит, что вера наша, наше отношение с Богом нас преображают, нас оживляют, становятся опорой для нашей жизни, вот тогда, благодаря нашему свидетельству, даже молчаливому свидетельству, человек своим сердцем может откликнуться и тоже отозваться на зов Христов.

С такой позиции мы подходим к человеку: с любовью, не с порицанием, не с осуждением, а с любовью, принимая человека и любя человека таким, какой он есть. Не ставя такое условие, что я тебя полюблю в случае, если ты исправишься, если ты это будешь делать не так, а вот так. Любовь не должна требовать никаких условий. Бог любит нас всех такими, какие мы есть. Конечно, Он ждет, что мы станем лучше, Он надеется на это. И мы ждем, что люди вокруг нас тоже обратятся к Господу, мы этого желаем, мы об этом молимся; но при этом недостатки другого человека не являются препятствием для нашей к нему любви.

Поэтому, если мы хотим проявить нашу заботу о другом человеке, если мы хотим, как эти люди в евангельском рассказе, привести кого-то ко Христу, то нам нужно действовать только любовью, только чуткой заботой к другому человеку, и исходя из смирения, исходя из подлинной христианской любви. Аминь.

 Игумен Феодорит (Золотарев), 26 февраля 2019 года