Логотип для шапки

 

Воскресная проповедь. Господь нас ждет

krovotochivoyВ сегодняшнем евангельском чтении рассказано, как однажды, когда Господь Иисус Христос шел по просьбе начальника синагоги к нему в дом, и Господа окружало много людей, к нему сзади подкралась одна женщина незаметно и прикоснулась к краешку Его одежды. Произошло событие, которого она ожидала уже целых 12 лет. Она исцелилась от своей болезни. От такой тяжелой и постыдной в то время болезни. У нее было течение крови все эти 12 лет.

Надо понимать, что по закону ветхозаветному эта болезни делала человека ритуально нечистым. То есть человек не мог входить в храм в Иерусалиме, не мог молиться там Богу, не мог приносить жертвы. Он не мог даже прикасаться к другим людям. Потому что эта нечистота ритуально передавалась. Она боялась даже кому-то об этом сказать. Потому что все считали ее нечистой, скверной. Она боялась подойти с этим даже к Господу Иисусу Христу открыто. Но при этом у нее была такая вера, что если она прикоснется только к краешку Его одежды, человека, которого она наверное, слышала, слово Его слышала, слышала о чудесах, которые Он делал, слышала о том, что Он никого не отвергает от Себя, видела Его доброе сердце – она поверила, что даже это прикосновение ее исцелит. Так и случилось. Интересно то, как Господь Иисус Христос отреагировал ее поведение. Он остановился. Он не просто не заметил этого. Он остановился, обернулся и спрашивает у толпы: «Кто ко мне прикоснулся?»

То есть Он вынудил эту женщину рассказать о ее беде, рассказать об этом исцелении, о ее поступке. Чтобы все это услышали. Он при всех сказал: «О, женщина, велика вера твоя. Вера твоя спасла тебя. Иди с миром». Он всем хотел показать пример, что этот ее поступок был правильным и хорошим. При этом она нарушила ветхозаветный закон: она прикоснулась к Нему вопреки предписаниям его.

Мы вот так вот смотрим на это и думаем: «Вот как хорошо было людям во времена земной жизни Господа Иисуса Хориста! Он ходил среди нас, среди людей, и можно было подойти и поговорить с Ним, можно было прикоснуться к Нему. А вот у нас этого гнет сейчас».

Но на самом деле это не так. У нас есть такая возможность! Есть возможность прикоснуться к Богу и даже больше есть: мы можем всего Христа принять в себя в таинстве святого причастия. Не только коснуться краешка одежды, а всего Христа принять в себя, вкушая тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Эта ситуация, описанная в Евангелии, напоминает, как мы с вами иногда пренебрегаем таинством причастия, пренебрегаем Христом, исходя из таких мыслей: это же такая святыня, а я недостойный скверный человек, я походить не буду, по крайней мере нечасто это буду делать. Получается, что мы-то с вами гораздо больше больны, чем эта женщина… Она болела телесно. А мы имеем скверну духовную. Скверну наших грехов, которую мы несем в нашей душе. Мы гораздо сквернее ее. Но мы не приходим за исцелением. И не хотим коснуться Господа, чтобы получить это исцеление, ссылаясь на свою скверну. Но посмотрите, Господь-то одобрил поступок женщины и всем привел его в пример: дерзайте, имейте дерзновение, приступайте ко Мне. И получите исцеление. Нам надо этому поучиться. Не пренебрегать Господом. Потому что Господь, Он ждет нас к Себе, а мы говорим: «Господи, подожди-ка Ты нас еще. А я вот буду ходить где-то там далеко и размышлять, что я такой недостойный». А Господь все ждет и ждет. Он хочет нас исцелить. А мы исцелиться-то не хотим, не хотим избавиться от этой скверны, чтобы быть чистыми для Господа. Поэтому, братья и сестры, нам нужно бы понимать, что таинство причастия дано нам для исцеления, для общения с Богом.

Помнить о том, что нормой для христианина являлось и должно являться причащение каждый воскресный день. Так было на заре христианства. Так определяют каноны церкви, но почему-то так случилось, что мы, что наша с вами духовная жизнь как-то так, знаете, опустила свою планку, и мы уже не соответствуем тому, к чему призывает нас церковь.

Может быть, не сразу каждый из нас к этому придет. Но каждому из нас нужно помнить о том, что правильно делать именно так. Что рано или поздно, – лучше раньше, чем позже – к этому нужно прийти.

Часто между нами и Христом становятся какие-то совершенно внешние препятствия. Например, было до недавнего времени и сейчас еще остается, что к причастию надо готовиться до изнеможения, какие-то огромные молитвы читать, поститься неделями. Неправда. Человеку, который причащается каждую неделю, каждый воскресный день, достаточно поститься только в среду и только в пятницу. Об этом тоже говорят церковные каноны. Дальше. Что касается молитвенного правила, многим тяжело читать три канона, приписано, последование. Каждую неделю это такая тяжесть. И времени-то нет объективно, люди работают, семьи, дети. Нет времени – не можем мы помолиться. Это является причиной того, что мы не приходим ко Христу в таинстве причастия. Так быть не должно. Я думаю, что для мирянина, который каждый день читает утренние и вечерние молитвы, который каждый день читает Священное Писание и причащается каждую неделю, достаточно почитать только последование ко святому причастию. Это будет уже очень хорошо. Конечно, если есть время, если есть силы, помолиться больше. Но для тех, у кого нет, кто работает, у кого просто нет на это времени и сил даже не остается, не нужно себя мучить. Лучше меньше помолиться, но эту молитву прожить. Чтобы она была не механической, ради отмазки, чтобы скорей-скорей вычитать, потому что много слов. Пусть будет меньше, но качество лучше.

Такие вещи не должны становиться препятствием между нами и Христом. Конечно, тем, кто причащается редко, раз в год Великим постом, надо и поститься три дня, и может быть, больше, и молитвы все эти вычитывать. Потому что раз в год человек это делает, ну хоть немножко помолится. А тем, кто делает это регулярно, для людей церковных, вот такого ритма поста и молитвы будет достаточно.

И давайте, братья и сестры, мы с вами будем помнить о том, что Господь нас ждет. И не будем ссылаться на нашу скверну, потому что скверну эту Господь не заметит. Он ее очистит. Для этого-то таинство и есть, чтобы очищать нас от скверны.

А, может быть, если мы посмотрим беспристрастно в свою душу, то поймем, что, может быть, лень, а не совсем ложное смирение, а простая лень наша мешает нам приходить к Господу. Потому что мы не хотим быть постоянно в каком-то духовном тонусе. Ведь, если я знаю, что я в воскресенье приду на встречу с Господом, это значит, как я должен прожить эту неделю? Это, значит, как я должен каждый день прожить? Что я должен не допустить греха, должен в какой-то бодрости духовной пребывать. А мы вот этого не хотим. Я не причащаюсь и ладно, и живу спокойно – живу так расслабленно в духовном плане. Нам так удобнее. Поэтому и начинаются отговорки. Не нужно так поступать. Мы – христиане. И Христос у нас должен быть на первом месте. Поэтому давайте немножко поднимать планку нашей духовной жизни и стремиться к Господу всеми силами нашей души. Аминь!

Игумен ФЕОДОРИТ (Золотарев), 19 ноября 2017 г.

Иллюстрация с сайта art.biblioclub.ru - Базилика Сан Аполлинаре Нуово (Ревена, Италия). Исцеление кровоточивой жены