Логотип для шапки

 

"Настоящий человек раскрывается в дружбе, в любви"

Архимандрит Савва (Мажуко) в день Святой Пятидесятницы обратился к прихожанам с проповедью:

"С праздником, братья и сестры!

Один из величайших праздников нашей церкви – Святая Пятидесятница или Троица – это день, которым завершается целый большой цикл, в котором мы вспоминаем важнейшие события, вехи евангельской истории. От Рождества до Троицы – это самое насыщенное время церковного года. И установлен этот праздник не по какому-то абстрактному событию или учению. А по конкретному событию, которое описывается в первых главах книги Деяний апостолов, в книге, которую написал евангелист Лука. Ученики Христовы после вознесения своего Учителя по завещанию Его находятся вместе, в горнице, в молитве, и в воскресный день вдруг на них сходит Дух Святой в виде огненных языков. То есть этот огонь, эти всполохи огня видели совершенно посторонние люди.

Был шум, всполохи огня. И после этого явилось удивительное знамение, свидетелем которого был весь Иерусалим: ученики, собранные все в одном месте, как предполагают, это была молитва в Иерусалимском храме, хотя есть и другие толкования по этому поводу: они заговорили, каждый из них заговорил на другом языке. Стал хвалить Бога, благовествовать Евангелие на языке той страны, в которую он по жребию должен был отправиться. И мы знаем, что в очень краткое время эти ученики Христовы и Матерь Божия, которая присутствовала во время этого чуда, настолько всколыхнули всю Римскую Империю, что уже в самой этой книге Деяний апостольских их называют вселенскими возмутителями. Не надо забывать, что дело происходило в провинции. А сами эти люди были неграмотными рыбаками по большей части своей. Это были люди необразованное, не знатные, очень простые.

И, тем не менее, их слово вдруг обрело такую силу, что тысячи, а потом и миллионы людей стали последователями христианского учения. Этот день называют днем основания Церкви. Не церкви, как самой сердцевине этого мира. (не очень понятно) Икона Святой Троицы, которая лежит в храме посредине так красиво украшенная, передает как раз важнейший символизм церковного богословия. Три фигуры изображаются на иконе святой Троицы. За каждой из фигур находится своя символика. За фигурой Отца находится дом. За фигурой Сына, который находится посредине, изображается дерево, символ Евхаристии. А за фигурой Духа Святого – скала. Обратите внимание, когда будете прикладываться к этой иконе.

Скала – это символ церкви, это фундамент мира. Один их богословов русских говорил, что церковь не была основана, потому что она предвечно существует. Церковь – это единство Творца и творения, это единство людей. Мировое единство, к которому призваны все. И поэтому в День Святой Троицы нам напоминается и богослужением, и Священным Писанием напоминается об этом единстве. О том, что в нас, в нашей жизни этого единства нету. Семьи расколоты. Родители не понимают детей. Дети не понимают своих «предков», как они говорят. Народы, которые говорят, как будто бы на одном языке, спорят друг с другом. Более 60 воин сейчас одновременно по всей планете происходит. Между людьми, которые хотят все одного – они желают добра всем, они стремятся к добру. Но понимают все его почему-то по-разному, и убивают ради добра друг друга. Совершаются разные беззакония, безобразия. Наш мир расколот.

Писание нам говорит, что этот не нормально. Закон постоянной вражды, распри – это ненормально! Человеку естественно быть в единстве – в единстве семьи, дружбы, любви. И даже если нет этого единства, то его следует искать. Это то единство вожделенное, к которому мы все равно должны стремиться. Помня постоянно, что это – норма. Не война – норма, а мирное, дружеское расположение каждого человека и народа к другому. Вот это и есть норма.

Наша жизнь так извращает человека, его природные нормальные инстинкты, что появляются патологические просто борцы. Я неоднократно встречал людей пожилых, которые не могут день прожить, чтобы не устроить какую-нибудь интригу, жалобу не написать, донос, столкнуть лбами кого-то. Вот поругал дед одну невестку с другой и сидит – ему уже хорошо. У него уже и давления нет, и сахар у него нормальный, у него жизнь приобрела свой смысл. Он же ведь не сразу, этот дед, таким стал. Мы не замечаем, как вражда в нас поселяется. Мы не замечаем, как мы сродняемся с распрей. С интригами. С подозрительностью. Со злонамеренностью, враждебностью к другому человеку. Это неестественно для нас. Вот о чем говорит Писание!

Человеку естественно быть дружелюбным. Поэтому люди отдыхают в дружбе. Они ищут ее, мечтают о дружбе. Потому что только в этом состоянии ты можешь расслабиться, в конце концов, быть самим собой. Не переживать из-за того, что кто-то в спину тебе воткнет нож. Каждый об этом мечтает. Но это значит, что каждый должен силы прилагать к тому, чтобы вокруг каждого из нас была эта атмосфера.

Я встречал неоднократно людей, рядом с которыми просто хорошо. Вот такой талант у человека. Ты с ним сидишь, и не можешь понять, почему тебе с ним хорошо. Он не какой-то особенный, знатный, богатый, талантливый или образованный, просто вот человек. Почему-то с ним хорошо. Вот таких людей не хватает в мире. Людей, в присутствии которых ты можешь просто отдохнуть. Не надо в Турцию ехать, в Египет, или в Крым, Найти бы такого человека.

Но самое трудное – что таким человеком призван быть каждый! И особенно – христианин! Чтобы в нашем присутствии люди отдыхали – душой отдыхали, взглядом отдыхали, словом. Это наше призвание.

Вот это урок праздника Святой Троицы, который следует усвоить, над которым следует поразмыслить. Как научиться так жить, чтобы вокруг нас был дух мирный, чтобы людям было вокруг нас хорошо. И чтобы нам было спокойно, чтобы мы стали нормальными, естественными, как нас Господь задумал.

Вот это большой вопрос. Над этим следует думать и размышлять, и как только вы поймаете эту интонацию, как только вы почувствуете, что вот-вот сейчас я был настоящим, держитесь этого опыта, вспоминайте о нём! Это очень важно. Какой я – настоящий? А настоящий ли я только такой, каким меня Господь замыслил? А настоящий человек – это человек, который раскрывается в дружбе, в любви. Вот это ваше настоящее лицо. Все остальное – были просто маски или же защитный шлем, какой-то от нападений судьбы, ударов.

Ищем настоящего! Как Господь нас замыслил! В этом урок Святой Пятидесятницы.

Аминь!"

27.05.2018 г.