Логотип для шапки

 

Игумен Феодорит: "Чтобы сделать себя достойными Господа"

proscheni00Вот, братья и сестры, такое важное Евангелие мы слышали сегодня, где Господь в такой полупритчевой форме говорит о том, как будет проходить Страшный Суд.

Очень много важных моментов должны мы усвоить из этого Евангелия. И прежде всего тот момент, что Господь придет судить всех нас. Мы с вами, может быть, теоретически это знаем, но помнить об этом, к сожалению, всегда не помним. Если бы мы помнили об этом, то, может быть, меньше бы грешили.

Но вот так каждый день наш взор, наши стремления, касаются лишь земного плана нашей жизни, и мы забываем, что есть над нами Господь, наша жизнь придет к тому, что мы станем пред Господом и дадим ответ перед Ним о том, как мы прожили эту жизнь. Вот эта цель нашей жизни, вернее окончание нашей жизни будет там, на Страшном Суде. И вот об этом-то надо думать. Потому что ради этого мы и живем, чтобы сделать себя достойными Господа. Чтобы там, тогда, в тот день не посрамиться от Господа, чтобы не было нам стыдно за прожитую жизнь, чтобы не услышать страшные слова Господни: «Отойдите от Меня».

Вот поэтому наши святые настойчиво советовали всем христианам чаще вспоминать об этом, представлять себе это событие Страшного Суда. Во-первых, нашу смерть, которую сначала мы должны будем пережить, затем Суд, которого никто не избежит. Вспоминать об этом. И тогда ввиду таких размышлений мы по-другому будем смотреть на все в этом мире. То, что в мире сем среди людей ценно и важно, – богатство какое-то, какое-то положение и т.д. покажутся нам ничего не стоящими. И только Господни заповеди будут нам важны. Это первый урок, который мы должны усвоить. Второе – то, что Господь, посмотрите, отождествляет себя с людьми, с нашими ближними. Вот Он говорит праведникам, что вы и напитали, и накормили, и по-всякому послужили Мне. И праведники в недоумении: а где же мы Тебя, Господи видели? А Он и говорит, что вы сделали это братьям моим меньшим. То есть, получается, что Господь живет нашей жизнью. Ему важен каждый из нас. И то, что мы делаем другому, Он принимает на свой счет. Ведь, посмотрите, Господь воплотился, Он вошел в нашу жизнь, стал одним из нас. И Он своей любовью обнимает каждого человека. И для нас это тоже пример. Потому что нам бы тоже так относиться к ближнему нашему, как к самому себе. Вот, Христос относится к людям, как к Себе. Ведь заповедь о любви к ближним так и дана нам в такой формулировке: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

У преп. Силуана Афонского есть прекрасные слова, где он говорит, что брат наш – есть наша жизнь. Оказывается, все мы, люди, представляем некое единство. Так мы задуманы Богом. Единая человеческая природа, один человек. Мы все должны жить единой жизнью, созидаемой в любви. Но вот наша гордость, наш грех, который мы допускаем в нашей жизни, разделяет нас. И делает так, что люди становятся для нас чужими, становятся далекими. Мы уже воспринимаем их не как самих себя, а как каких-то совершенно не нужных нам, далеких и не имеющих к нам никакого отношения индивидуумов. Но не так призвал нас Господь. В жизни каждого человека его радость должна стать нашей радостью, его горе должно стать нашим горем, его жизнь должна стать нашей жизнью. Вот так открыть сердце каждому человеку учит нас Господь в этой притче. Потому что и Сам Он также воспринимает в Свою жизнь каждого из нас. И вот вывод, который мы должны сделать из этого, как мы должны поступать относительно людей.

Посмотрите, на Страшном Суде Господь спросит нас только о том, как мы поступали с нашими ближними. Он как бы забывает те заповеди, которые даны в отношении него Самого, в отношении Бога, богопочитания. Он только спрашивает, как вы жили с братиями своими? Ведь человек, который по-настоящему научился любить ближнего, он, конечно же, перед тем научился любить Бога. Потому что только Духом Святым нам подается настоящая христианская любовь.

Это очень важно нам осознать в преддверии Великого поста. И неспроста это чтение евангельское полагается в это воскресенье накануне Великого поста. Потому что постом мы с вами занимаемся духовными подвигами некими посильными. Мы стараемся больше ходить в церковь, стараемся больше дома помолиться, какие-то там правила на себя берем, постимся в пище, отказываем себе в каких-то удовольствиях. Делаем это ради Господа.

И вот сейчас церковь нам напоминает, что нельзя на этом остановиться. Что все эти дела, предпринимаемые нами ради Господа, должны приводить нас к любви к ближним нашим. Потому что существует такая опасность, что я сосредоточусь на своей личной, обособленной, пусть «духовной» в кавычках жизни, я молюсь, я хожу на исповедь, я причащаюсь, я читаю акафист, читаю Святое Писание… Это моя личная жизнь с Богом. А остальные мне не мешайте, пожалуйста. Я занят, я тут акафист читаю. И это совершенно неправильная позиция. Потому что все эти дела, которые мы на себя берем – будь то пост, будь то чтение, будь то молитва – все это должно делать нас лучше в отношении людей. Ради этого все это и предпринимаем мы, чтобы мы изменились, именно в плане наших отношений с ближними. Чтоб мы стали добрее, чтоб мы стали мягче, чтоб мы смогли победить свою гордость, которая мешает нам любить. Чтобы мы победили свой эгоизм и научились быть самоотверженными. Чтобы мы научились забывать себя, переставать думать о себе, но жить жизнью других людей. Вот к этому направлено каждое духовное делание. И об этом напоминает нам Господь.

И вот, если мы с вами будем об этом помнить и будем в первую очередь обращать внимание на то, что в моем сердце по отношению к ближнему моему. Там злость, там обида, там негодование, там какая-то неприязнь? Или все-таки там какое-то доброе чувство в нем теплится? Будем работать над своим сердцем, чтобы оно из каменного стало плотяным, и чтобы могло оно родить какое-то тепло, какую-то нежность, какую-то ласку и любовь к людям. На это вот будем обращать внимание.

И тогда, если мы внутри себя вот так наведем порядок, тогда естественным образом и дела наши последуют. Тогда у нас будет внутренняя потребность сделать какое-то доброе дело: напитать голодного, посетить больного, вообще послужить человеку в его нужде. Не только в нужде, но и в радости его поучаствовать.

Поэтому, братья и сестры, слушая это евангельское чтение сегодняшнее, будем об этом размышлять и исправлять наши какие-то ошибки, которые мы в себе в виду этого замечаем и будем учиться любить людей. И тогда в конце нашей жизни, когда мы предстанем пред Господом, мы, может быть услышим от Него эти драгоценные слова: «Приидете, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Аминь!

Проповедь, сказанную 11.02.2018,
расшифровала монахиня Анастасия (Ченикалова) (г. Ставрополь, Россия)