Логотип для шапки

 

Архимандрит Савва: "Сретение Господне - жест благодарности"

david-popiashvili sretenieС праздником! Сретение Господне в нашей традиции православной является Богородичным праздником, основание которого положено было в Евангелии от Луки, которое повествует о том, что во исполнение Закона Моисеева принесен был младенец Господь в храм иерусалимский, и там Его встретил старец Симеон и Анна, дочь Фануилова, – люди, которые имели дарование от Духа Святаго, видеть настоящего Спасителя. А Симеону Богоприимцу было предречено, что он не умрет, покуда он не увидит Христа, Спасителя мира, Христа, Которого люди ждали тысячелетиями. И вот этот человек взял на руки младенца Христа и произнес свои знаменитые слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка…» Слова, которые мы с вами слышим на каждой вечерней службе, слова, которые для многих стали гимном человека, покидающего этот мир, и прощальной лебединой песнью, с одной стороны, а, с другой стороны, гимном благодарности, потому что Сретенье Господне было как раз жестом благодарности, очень древним.

В древности, когда ребенок рождался, его всегда надо было показать Богу. Не для того, чтобы он меньше болел, либо Господь дал ему хорошую судьбу, а это была благодарность: «Господи, посмотри на это чудо, на этого младенца!». Бескорыстная благодарность. А это именно то, что мы в своей духовной жизни ищем. Потому что, будем честными, нам от Бога всегда что-то нужно. Нам нужно здоровье – для себя, может быть, для детей, для близких. Нам нужна удача, чтобы никто не помешал, чтобы все получилось, и успеть насладиться этой удачей… Поэтому мы просим еще и счастья и нам, и нашим близким.

По большому счету мы не бескорыстны по отношению к Богу. Мы Его или просим нам что-то дать, или от чего-то избавить, потому что у всех у нас есть или болезни, или нужды, скорби, враги. Страх сковывает нашу жизнь. И мы тоже просим Бога, чтобы Он избавил нас от страха, от скованности, от ужасов, которые мерещатся нам повсюду. Но Господь ищет совсем другого.

Как раз для Бога, как и для каждого из нас, для человека, очень важно, чтобы к нам относились бескорыстно, чтобы с нами дружили не потому, то я имею связи, деньги, влияние, а ради меня самого. Вот и чистое отношение к Богу, чистая вера в Бога – она такая. Она не ищет своего! Она бескорыстна! Поэтому читаем в житиях святых угодников описание их молитвы о том, что у Бога они ничего не просили, они не выставляли Ему счет, они даже иногда и не каялись в своих грехах. Они просто славили Бога, бескорыстно и радостно. Они рады были тому, что Бог есть, что я есть, что мир есть. И это само по себе очень-очень много. И это настолько много, что появился вот в древности этот такой глубокий очень жест – приносить к Богу своих деток, начатки плодов. Все посвящать Богу. Даже свое жилище превращать в храм. И только потом люди, которые живут умом на поверхности, стали искать пользу в Боге, пользу в религии.

По большому счету, христианство бесполезно, его ни к чему нельзя приспособить. Может быть, потому наши предки и выбрали такое имя – православие – правильное прославление Бога. Оно бескорыстно всегда. Оно не вмещается в наши прагматические рассудки. Совершенно.

Для нас священник – это полезный колдун. Он свечи освятит: меньше говори батюшка, колдуй быстрей, надо идти домой уже. Он может прочитать специальные молитвы, которые исцелят или же пророчествуют, или же выгадают удачу. Церковь воспитывает патриотические чувства или мораль, каким-то образом хранит, бережет, традиции. А на самом деле Евангелие вообще не об этом. Оно говорит о бескорыстной любви ко Христу, о бескорыстной любви к человеку. О прославлении Бога, о ликовании сердца пред очами Божиими. Вот о чем Евангелие! Только мы, люди плотские, практические, ищем как бы приспособить церковь, найти ей нишу какую-то, оправдать ее полезность. Но это бессмысленное занятие. Ведь наши старцы Божии говорят совсем о другом. Их жизнь говорит совсем о другом. Но на их жизнь как раз нам и нужно ровняться, их веру искать, с них «снимать узоры», как в старину говорили. С их жизни. Искать этой бескорыстной любви, бескорыстного ликования и славословия перед очами Божиими.

Поэтому у нас, может быть, самая часто употребляемая молитва, которую мы, как и молитву не воспринимаем: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому духу Божию!» Ну что это за молитва? А все православие в этой молитве. Все наше упование. Весь наш духовный опыт именно в этой молитве. Потому что в ней мы – в единственной молитве – мы ничего не просим, ни в чем не каемся. Потому что мы забываем себя – только в этой молитве. И просто славим Бога. Потому что жить – хорошо! Потому что просто даже нечего добавить… Слава Богу, что мы есть! Слава Богу! И точка. С праздником!

Картина Давида Попиашвили

Читать еще: Архимандрит Савва (Мажуко): "Если ты однажды встретил Бога, ты уже ничего с этим не можешь сделать"