Логотип для шапки

 

Наш небесный помощник - Святитель Николай

sv-NikolayМы, верующие, живём в мире, который во всех своих деталях и нюансах досмотрен Богом. Нет такого места на Земле – ни в горящем танке, ни в камере пыток, где Он нас бы не услышал, и куда не смог бы прийти к нам на помощь Его верный слуга Николай.

СЛОВО ПОЭТУ

В 1915 г. молодой Сергей Есенин, будущий классик русской литературы, сочинил трогательное стихотворение о том, как:

В шапке облачного скола,

В лапоточках, словно тень,

Ходит милостник Микола

Мимо сёл и деревень.

<…>

Ходит странник по дорогам,

Где зовут его в беде,

И с земли гуторит с Богом

В белой туче-бороде.

Говорит Господь с престола,

Приоткрыв окно за рай:

«О мой верный раб, Микола,

Обойди ты русский край.

Защити там в чёрных бедах

Скорбью вытерзанный люд.

Помолись с ним о победах

И за нищий их уют»…

Жаль, что я довольно поздно прочитал эти строки. В советское время их очень неохотно включали в многотиражные сборники есенинской поэзии. Работникам идеологического аппарата КПСС они казались пропагандой «религиозных предрассудков», от которых наш народ должен был поскорее избавиться.

КОГДА ЗА «НИКОЛУ» РАССТРЕЛИВАЛИ

Что говорить о Есенине, если сам Владимир Ильич Ленин подвергался в СССР цензуре! Лишь в начале 1990–х гг. в массовую печать попали следующие ленинские слова (из письма А. Эйдуку от 25.12.1919 г.): «…мириться с «Николой» глупо, надо поставить на ноги все ЧК, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы»».

В данном случае «Никола» или, как говорят в народе, Никола Зимний, это церковный праздник в память святителя, отмечаемый 19 декабря (по новому календарному стилю). Я процитировал Ленина не для того, чтобы лишний раз сказать, что он был достаточно жёстким политиком, к тому же глубоко презиравшим православную веру своих предков. Пусть и не так, как С. Есенин, но вождь Октябрьской революции засвидетельствовал, насколько велико было на Руси почитание Николая Угодника. Оказывается, многие люди готовы были пойти в тюрьму и под расстрел, лишь бы посетить церковную службу в честь своего любимого святого.

Православные христиане передавали друг другу весть о чуде, произошедшем весной 1918 г. в Москве. Накануне Первомая большевики завесили красным полотнищем древний образ Николая Чудотворца (Николая Можайского – с мечом и храмом в разведенных руках) на Никольской башне Кремля. Однако, когда 1 мая верующие, несмотря на советский парад и скопление красноармейцев, собрались перед святыней для молитвы, кумачовая драпировка вдруг лопнула, как будто разрубленная мечом, и спала на землю… Чтобы пресечь массовые паломничества к месту чуда, власти в конце концов распорядились замуровать икону под толстым слоем штукатурки. В настоящее время почитаемый образ вновь находится на своём месте. Он пережил государство, которое попыталось победить Церковь Христову.

ЗАДОЛГО ДО ТИМУРА И ЕГО КОМАНДЫ

Между тем, при другом отношении к религии в СССР святитель Николай Мирликийский вполне мог бы стать небесным покровителем советских тимуровцев. Помните было такое детское движение среди пионеров, вдохновлённое повестью А. Гайдара «Тимур и его команда»? Пионеры-тимуровцы помогали престарелым и больным людям, детям-сиротам, семьям фронтовиков, а затем и ветеранам войны, причём в самой гайдаровской повести они занимались этим тайно, даже по ночам.

Пожалуй, самая известная история из жития святителя Николая (ок. 270–ок. 345) тоже связана с тайным благотворением. Ещё не будучи епископом, он узнал, что его обедневший сосед решил отдать трёх своих дочерей для занятий проституцией, только чтобы не уморить их голодом. Тогда Николай поочерёдно и скрываясь во мраке ночи подбросил в соседский дом три мешочка с золотыми монетами, благодаря которым девушки смогли сберечь свою честь и удачно выйти замуж… Чем не поступок для повзрослевшего и крестившегося Тимура?

С НЕБА НА ЗЕМЛЮ

Мы, христиане, верим, что добро, излучаемое и творимое святителем Николаем на земле, не иссякло с его уходом на Небо. Наоборот, укреплённое силой Божией, оно приобрело огромные, поистине всемирные масштабы и сверхъестественную интенсивность. Вот только скромность святителя осталась при нём – несмотря на все наши ему славословия.

За прошедшие века в самых разных странах мира были собраны тысячи (!) свидетельств о посмертных чудесах Николая Мирликийского. Значительная их честь разворачивалась по следующей схеме. К человеку подходил какой-то седенький бородатый старичок и уводил с опасного места, давал ценный совет, исцелял от болезни и т. п. Когда же обрадованные люди приходили в христианский храм, они вдруг узнавали таинственного старичка на иконе святого Николая.

Иногда святитель являлся людям во сне. В середине 1950–х гг. один гомельский ювелир рассказал настоятелю Свято-Никольской церкви о. Игорю Базилевичу (1913–1978) историю о том, как в пору послевоенного голода он собирался отравить свою семью… Но не отравил. Ночью ему приснился красивый старик и сказал: «Что задумал – не делай. Иди на такую-то улицу, такой-то дом – там продают икону. Купи её и будешь жить». Что вы думаете? Пошёл и купил за копейки – маленькую, в потемневшем металлическом окладе. Почистил оклад, а он оказался золотым. На деньги с его продажи семья выжила. Ювелир был твёрдо убеждён, что во сне с ним разговаривал сам Николай Мирликийский. Дал Богу обет работать на Церковь безвозмездно. Будете в гомельском Никольском храме, обратите внимание на иконостас. Чеканку по позолоте, работу тонкую и дорогостоящую выполнил этот человек – в благодарность за помощь, полученную буквально с Неба.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ

Говорить о чудесах можно долго. Но полезнее будет завершить нашу беседу о святителе Николае словами его Учителя – теми, которые прозвучат на Страшном Суде в адрес праведников: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. <…> Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 34–36, 40).

Николай Мирликийский эти слова не просто услышал – он их многократно исполнил и продолжает до сих пор исполнять. Иногда мне кажется, что святитель дан нам как живой призыв к активному доброделанию, но также и как серьёзное испытание для нашей совести. А что, если его посмертная помощь людям обусловлена и тем фактом, что мы сами часто ленимся, боимся или жмёмся помогать друг другу в многочисленных тяготах и опасностях земной жизни?

Вот такой вопрос, который стоит перед всеми людьми, желающими считать себя учениками Иисуса Христа.

Александр ЕЛОПОВ, декабрь 2017