Логотип для шапки

 

Воскресная проповедь: 6-ая неделя по Пасхе, о слепом

o-slepomАрхимандрит Савва (Мажуко): "Сегодня последнее пасхальное воскресенье – «Неделя о слепом», то есть, воскресный день, когда читается Евангелие от Иоанна Богослова об исцелении слепорожденного. Величайшее чудо Христос сотворил, и разные люди увидели в этом чуде, в этом событии каждый – своё.

Слепой человек обрадовался о том, что он, наконец, увидел мир, о котором он много слышал, в котором ориентировался по звукам и запахам, шел на ощупь. А, в конце концов, увидел, как это все выглядит.

Родители его увидели для себя опасность. Потому что слепорожденный, оказывается, больше хлопот приносит, когда видит, зрит, смотрит.

Соседи, близкие увидели для себя просто забавный случай. Даже спрашивали: «Это ты там сидел, милостыню просил? Или не ты?» – «А, ты, ну и ладно». Поудивлялись какое-то время и забыли.

Иудеи увидели угрозу религиозной безопасности. А также национальной. У них это все слито воедино. Пытались пристыдить слепорожденного, пристыдить его за то, что он видит. Но ничего у них не получилось.

Кажется, событие совершенно простое. Событие с большой правдой, которая не могла поместиться в мысли, сердца, души людей. Вот так всегда бывает с большой правдой. Слишком она большая и не помещается в нас. В наших тесных мирках всегда есть слепая зона, которая не позволяет нам видеть всей картины.

Те из вас, кто внимательно читал и перечитывал тексты, написанные Иоанном Богословом, которые мы сегодня вспоминаем – а это Евангелие, которое он написал, 21 глава, три соборных послания, Апокалипсис – заметили, наверняка, что для этого Богослова очень важна символика зрения и слепоты. Он постоянно говорит о богословии света и тьмы, слепоты и зрения. И очень часто у него совпадает образ человека зрячего с образом человека любящего. Если ты любишь другого, – ты его видишь по-настоящему. И если ты ненавидишь, – ты находишься во тьме. Это справедливо относительно ближнего, Бога и даже самого себя. Для нас это очень высокое богословие. Но, может быть, стоит начать входить в него с очень простого шага, который святые отцы называли смирением.

Преп. Иоанн Лествичник говорил, что смирение – это такая добродетель таинственная, что на каждой ступени развития христианина оно имеет свой образ.

И вы знаете, когда мы размышляем о слепоте или зрении, в категориях веры, религии, наверное, надо исходить из того, что мы слепы. Это самое смиренное и простое, что мы можем себе позволить. Мы, действительно, слепы. И я говорю сейчас не о каких-то высоких материях, а об очень простых вещах.

Слепота наша – причина, например, паники: «А что это завтра будет? Цены повысили. За проезд повышают. Слива померзла. Морковка не взошла. Сады все вымерзли. Лес скован, не хотят даже листочки выпускать. Яблок в этом году не будет. А это что? А это авитаминоз: зубы выпадут, волосы повылазят». Я, конечно, утрирую.

Но для нас очень обычны эти панические состояния относительно наших близких, детей, нас самих. «Что подумают, что скажут?» И все это происходит из-за того, что мы слепы. Мы никогда не видим всей картины целиком. Это причина страхов, это то, что составляет основную ткань нашей жизни – страхи.

Во-вторых, недовольство. Потому что мы, когда не видим всей картины, не способны из-за какого-то своего богословского дальтонизма, нравственной близорукости, а, может быть, даже из-за какой-то интеллектуальной дальнозоркости, мы не в состоянии рассмотреть всего. Не позволяет нам или недостаток образования, или избыток образования заметить всех деталей. Вот мы и ходим, претендуя на знание всего. На самом деле мы слепы. Мы видим только небольшую часть, участок и по этому образу, по этой картинке, пытаемся создать полную картину реальности.

Это справедливо относительно наших взаимоотношений в семье. Как очень часто говорят, например, дети: «Мама! У вас все дети, как дети, одни мы только для вас ‑ не дети». Почему так происходит? – Из-за родительской слепоты.

Не позволяет, может быть, предвзятость какая-то родителю увидеть детей своих такими, какие они есть на самом деле. И полюбить их такими, какие они есть. И, с другой стороны, детская слепота, когда завышенные требования какие-то к родителям, претензии, обиды, несправедливость. Когда бы просто: есть родители – уже хорошо! Живы родители – уже хорошо! Водку хлещут – ну, значит, здоровье есть. Что? Тоже переживать не надо.

Друзья мои, и эта слепота, она позволяет нам иногда категорические суждения выносить относительно людей, исторических событий, близких.

Мы просто все зрячи в свою меру. А значит, и слепы в свою меру. Нету на этом свете человека абсолютно зрячего. Только, может, у пророков когда-то открываются эти глаза. И мы читаем, например, в Книге Чисел пророчество Валаама, который говорит: «Говорит Валаам, человек с открытым оком». Только в какие-то моменты у него око это открывалось. Очень редко в его жизни.

И у нас, друзья мои, в нашей жизни тоже бывают редкие минуты прозрения. Это говорит о том, что нужно смиряться, прежде всего. Нужно искать зрячести. Нужно просить у Господа зрения. Особенно относительно наших близких людей, которые самые близкие к нам. Мы страдаем слепотой особенно в отношении близких людей. Это чаще всего. А из-за этого раним их, мучаем, терзаем. Это самая грустная слепота и самая опасная.

И, конечно же, мы просим у Господа зрения истины в ее полноте. Но поиск зрения, он может начаться только с этой ступени смирения, признания того, что я слеп.

И, может быть, то, что Господь слепому, перед тем, как исцелить его, вымазал лицо грязью, это и есть знак смирения. Нужно сначала, как у нас говорят: «тварам у глебу» ("лицом в землю" - примеч. редактора). А потом только – очи к небесам.

Может быть, это и есть такой образ восхождения и прозрения. Может быть, всегда нужно исходить из этого смиренного признания, что, все-таки всей картины я не вижу. Где-то я слеп, а значит у меня нету права судить людей, взвешивать их, резать их своей такой домашней правдой, прирученной, мне удобной.

Нужно быть милостивым и мудрым. И помнить, что мера мудрости – это мера снисходительности, в том числе, и к самим себе.

Христос Воскресе!" "– Воистину воскресе!"

Проповедь, сказанную 21.05.2017 г.,
расшифровала монахиня Анастасия (Ченикалова) (г. Ставрополь, Россия) 

Иллюстрация - картина "Исцеление слепого" Николы Пуссена (1594 - 1623 гг.)