Логотип для шапки

 

Воскресная проповедь: 5-ая неделя по Пасхе, о самарянке

o-samarynkeАрхимандрит Савва (Мажуко): "Только Евангелие от Иоанна (Ин 4:7–38) сообщает о беседе Господа с самарянкой. Святой Иоанн даёт точное описание времени и места этой необычной встречи: шесть часов, то есть полдень; город Сихарь в Самарии; древний колодец Иакова. Какая-то женщина идёт за водой и находит у колодца усталого нищего — Евангелист подчёркивает это: Христос сидел у колодца, утрудившись от пути (Ин 4:6). И вдруг этот странник просит у самарянки напиться. Она удивлена: иудеи не общаются с “нечистыми” самарянами. А Христос продолжает её удивлять и говорит о каком-то даре Божием, и что она даже не догадывается, с Кем говорит, и что ей самой впору бы просить у Него воды живой. И женщина думает: странник может быть полезен? Поможет начерпать воды из глубокого колодца? Но — откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова? (Ин 4:11–12). — А странник поправляет: вода, которую Он даст, непростая: пьющий её навсегда перестанет жаждать и сам станет, как поток, как источник, утоляющий жаждущих. — Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать (Ин 4:15). Значит, польза всё-таки есть от этого усталого иудея, но польза магическая: он может дать волшебной всеутоляющей воды. Мы видим, что собеседники говорят одни и те же слова и как будто бы об одном и том же, но совсем о разных вещах. Они встретились лицом к лицу раньше, чем встретились их речи и мысли. И вот Христос постепенно открывается этой женщине, открывается в Своей прозорливости: у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе (Ин 4:18). Значит, перед ней пророк, которому открыта вся её жизнь. Значит, Он может сказать, как правильно служить Богу, может разрешить этот вечный спор иудеев и самарян. И Христос снова удивляет женщину, показывая ей, что Он больше, чем кажется, и наконец прямо говорит, что Он Мессия.

Заметим, как постепенно открывается Христос самарянке, как не сразу она узнаёт в Нём Бога. Кого она видит вначале? Нищего, усталого странника, иудея, убогого настолько, что он вынужден просить воды у женщины-самарянки. Потом ей видится маг, стран­ствующий волшебник, который может дать ей какую-то чудесную воду. Затем — пророк, ведающий тайны её жизни. И наконец — Мессия — Тот Самый, Которого ждали столько веков — вот Он стоит перед нею, и она, простая грешная женщина, первой увидела Его.

Этот рассказ полон глубоких богословских смыслов. И много написано и сказано о тайне воды живой и о поклонении Богу в духе и истине, и ещё много поколений христиан будет вчитываться в этот текст, всматриваться в глубину его откровений. Но для нас здесь на поверхности отчётливо виден путь узнавания Христа, путь, который проходит почти каждый христианин, приобщаясь тайне Спасителя.

Мы идём ко Христу разными путями. Горе, скорби, насилие греха, беспокойные вопросы ведут нас к Нему. Может, Он исцелит, управит, даст ответы, поможет близким и родным? И сперва мы, как и самарянка, видим в Нём необычного, но полезного странника: может, хоть воду поможет достать. Или чудотворца, который лечит как-то странно, но эффективно. Он открывается нам и как пророк, и мы ждём от Него ответов на жгучие насущные вопросы: о вере, о политике, о миссии нашей страны в мировой истории. И как не сразу, Господи, Ты открываешься нам, как мы слепы бываем, когда пытаемся куда-то Тебя пристроить, найти Тебе место в нашей жизни, забывая, что Ты и есть Жизнь и Тобой нельзя пользоваться.

Когда-то пророк Моисей честно и безжалостно поставил нам, ленивым и лукавым рабам, диагноз: ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах (Втор 28:29). Среди полуденного света Евангельской истины нам никак не разглядеть Того, Кто ждёт нас, как нищий, у источника воды живой. И бывает, после долгих лет хождения в церковь, аскетических опытов, изучения текстов, вдруг откроется человеку, как же слеп он был и видел во Христе кого-то другого — нужного, полезного, понятного, но не Того, Кто терпеливо ждал его всё это время и был открыт и ясно виден в сиянии Евангельской правды. И это чудо узнавания — воистину таинство, которое можно пережить, но — как же его передать словами? — Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя (Ин 21:17).

Каждого из нас хотя бы однажды спрашивали: что дал тебе твой Христос? Богатство? Успех? Здоровье? Долголетие? — и нам бывало очень трудно ответить, потому что для нас самое главное, что Он есть, но тот, кто Его не встретил, никогда не поймёт, о чём же мы. Истина — есть! Красота — есть! Подлинное Добро — есть! То, о чём тосковало сердце наше, чего напрасно искало оно на распутиях и стогнах греха и не находило, — Он есть! Настоящий! Слишком живой, заразительно живой! И пусть грех изъел мне душу, пусть утомился я обращением среди людей неистово развратных (ср. 2 Пет 2:7), — Он есть! — Искупитель мой жив — мои глаза, не глаза другого увидят Его (Иов 19:25,27). И утомлённым странником ждёт Он меня у колодца с водой живой — Свете тихий, Освободитель, Жизни податель — ждёт в надежде быть узнанным".

Опубликовано  в  журнале "Альфа и Омега", 2011 г.