Логотип для шапки

 

Крещение Господне: Смиренная из всех стихий

1102730142 1 1Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), произнесенная на ночной службе 18-19 января 2017 года:

"У нас, в Никольском, традиционно, уже который год, проходит ночная служба, на Крещение. Вы знаете, что молимся ночью на Новый год, на Рождество, на Пасху. И всегда на Крещение. И, наверное, у нас единственный храм в городе, где на Богоявление освящают ночью воду. Я совсем не преувеличу, если скажу, что вас сегодня собрала сюда святая вода. Поскольку это особое совершенно событие сегодня. Очень важное для каждого из нас. Мы ведь храним эту воду целый год, и в церковном словаре, лексике церковной, когда говорят о святой воде, о вкушении святой воды, говорят о причащении: «Причащаться воде сей». Настолько это великая святыня.

Мне буквально вчера (18.01.2017) рассказали очень интересную историю, которой я хочу очень с вами поделиться. Таких историй очень много, конечно, но это рассказал один епископ ныне здравствующий, который служил за рубежом, и там также освящали воду, как и мы с вами. Русские православные люди собирались ночью, молились, священник выходил на реку или в купель, освящал воду. И в один из праздников таких к епископу стали обращаться с жалобами (этому епископу, который рассказывал), что, вот, вода-то протухла! Вонь идет прямо от воды! Что это такое? Приносили ему. Там, все очень просто, православных людей не так много, с епископом обращаются достаточно по-свойски. Ему приносят эту воду, а там прямо пена, запах какой-то непонятный!

Он стал разбираться, вдруг что-то случилось с водопроводом. Да нет, как-то там все хорошо! И совершенно случайно выяснилось, что накануне в этом приходе, в таком же приходе, как у нас с вами, случилось огорчение. Один из прихожан пришел и сказал: «Я же ведь икону пожертвовал в храм. Она вот тут вот висела. Я вам что, напрасно гроши сюда приношу? Почему ее убрали?» Поругались! Подключились прихожане: один – «за», другой – «против». Разделились на партии…

Время святить воду, ладно, успокоились, сжали зубы, пошли к воде. Поют песнопения, клирос впереди, вот как у нас тоже. Книги развернули, крест опустили, все как положено, красиво – «дарыте воду». И что? – А вода испортилась!

И вот епископ говорит: «Вот из-за чего у вас случилось это!» Собрал из всех, заставил их всех друг у друга прощения попросить, помириться, обняться, поцеловаться, исповедаться. И потом уже освятить воду!

Потому что, друзья мои, освящение воды – это не изменение химического состава воды или ее физики. Она и есть вода. Какая была, такая и остается. По своему составу, даже может быть привкус водопровода, металла. Не в этом суть! Потому что освящение воды это чудо метафизическое! Вот на иконе, которая посередине лежит, – это очень важный памятник богословской мысли, наши древние иконы канонического письма. А это каноническое письмо. Там Христос стоит в Иордане, который разделил как бы икону надвое, эта река. С одной стороны там Предтеча, с другой ангелы. И Христос посредине, в воде стоит прямо. А если присмотреться, когда прикладываетесь, увидите, что в воде какие-то неясные фигуры, лица изображены. Кто такие? – Это древний художник, который эту композицию лепил, он пытался выразить мысль, что Христос, который 30 лет прожил неузананным… А кто такой Христос – это Бог воплощенный, это Творец этого мира! Это Тот, кто придумал каждого из нас! Воду придумал, горы, зверей… Вот Он воплотился, стал таким же человеком, как и мы с вами.

И только когда Он подошел к Предтече, вот в этот момент Он явил себя. Но явил себя не тем людям, которые рядом с Ним стояли, а только Предтеча понял, Кто перед ним! Поэтому он сказал: «Я не могу Тебя крестить! Ты же мой Бог. Ты мой Творец!» Поэтому на иконе Предтеча едва-едва касается – в ужасе! – главы Христа. В песнопении говорится: «Трепетен бысть Предтеча».

Но и вода вострепетала, потому что Христос открыл себя сначала не людям, а стихиям. Вода почувствовала, что ее коснулся Тот, Кто ее придумал. И вот этот трепет воды, ликование, благоговение – он воспроизводится каждый раз в этот праздник, когда мы освящаем воду. Обычная вода возвращает себе память этого прикосновения, первобытного. Это вода новорожденная! Вода, которая ликует. Вот в песнопениях церковных говорится: «Вода скачущая». Она как будто бы танцует от прикосновения Того, Кто ее придумал – Бога. И она для нас важна именно этим трепетом. Потому что человек – это единственное существо на свете, которое от прикосновения Бога остаётся таким же холодным камнем, как и было до этого. Вся тварь ужасается, все ликует. На Пасху, говорят, солнце играет.

Сейчас я буду читать молитву, очень древнюю, старинную, которая читается в этот день всегда. Она очень важна! Вслушайтесь в ее слова! Владыка Аристарх, покойный, читал всегда очень внятно эту молитву. Поэтому она как-то касалась каждого из нас. Потому что там как раз говорится о т ом, что все ликует, все Бога прославляет. И Солнце! И Солнце поет Богу. Ну, что такое Солнце? – я делаю синтез – мы-то знаем. А Луна что такое? – холодный безжизненный осколок летает во все стороны. Там луноходы наши остались где-то, в глубине. Приливы – отливы… А молитва говорит: «Тебя славит Луна, Господи!» Это только мудрый человек, который эту молитву составил, это видел, чувствовал. «Тебе источники работают, для Тебя поет свет, Тебя слушает свет», – говорит молитва. Всё прославляет Бога!

Один человек стоит… Как мне один гражданин сказал: «А что для меня Бог сделал? Что Он мне дал?» Только человек с каменным сердцем остается. И мы эту воду берем, чтоб она нас научила, как трепетать перед очами Божьими, как ликовать! Потому что жив! Потому, что ты жив!

Это уже настолько много, что все остальное – в чем ты жив, насколько у тебя достаток, работают ли у тебя все ноги… – это уже баловство. И люди благодарные, они это хорошо понимают и чувствуют. И ликуют вместе со всем творением Божиим!

Поэтому Господь нас приводит к воде и говорит: «Посмотри, самая смиренная из всех стихий. Бесформенная и безвидная… А ты такой разумный и премудрый… Научись у нее трепету! Научись у нее ликованию!» Поэтому мы и храним целый год эту водичку. И пьем ее, и принимаем. «Господи, – говорим – ну пусть она меня заразит этим трепетом, хотя бы часть этого благоговения мне даст, сообщит». Если эта безмысленная, бессловесная вода так ликует от Твоих рук, от Твоих слов! Что, ж, я, такой каменный? Что ж меня ничто на может разбередить? Хотя бы каплю слезы на молитве! Хотя бы каплю сочувствия человеку, который рядом со мной страдает! Чуть-чуть зрения, чтобы заметить, какие люди рядом со мной прекрасные, чтобы им сказать об этом, поблагодарить, просто поддержать».

Потому что мы постоянно каменеем, мы в лед обращаемся, если нас не поддерживать ни молитвой, ни каким-то напоминанием. Господь нам иногда скорби посылает из-за этого. Чтоб мы окончательно в камень не превратились. Это уж совсем страшное уродство, когда человек – образ Божий – обращается в камень. Поэтому мы водичку эту принимаем, жилища свои кропим.

Кошкам даже даем пить! Кошки понимают, что это за вода такая! Иногда человек не понимает, а кошка понимает! И кошка тайком перекрестится. Особенно православная кошка!

Друзья мои! Поэтому я сейчас буду читать эту молитву на водоосвящении – внимательно слушаем, не толпимся! Друг друга уважаем. Потому что это великая святыня! Великая! Тепло одевайтесь, сейчас пойдем освящать водичку.

Крест сегодня не нужно возвращаться целовать, потому что вместо креста у нас именно святая вода. Всех покроплю как следует. Пойдете мокрые домой".

18-19 января 2017 год