Логотип для шапки

 

А был ли Иисус?

40-Nesenie-krestaНачиная говорить о христианстве, в любом контексте и в любой аудитории, мы необходимо обращаемся к вопросу о названии. «Иудаизм» берет свое название от «йехуди», иудей, от слова, которым еврейский народ обозначал себя. Это слово также восходит к имени главы племени (колена) Иуды, из рода которого происходили цари Израильского народа. Слово «ислам» происходит от арабского корня slm, и означает «подчинение», поэтому «мусульманин» означает «подчинившийся [воле Аллаха]». Ближе всего к христианству буддизм, который берет свое название от титула основателя религии. «Будда» на санскрите означает «пробужденный, просвещенный[1]», так прозвали Сиддхартху Гаутаму.

«Христианство» восходит к греческому слову «христос», которое происходит от слова «хрио» – помазывать. Но что означает помазание? В Ветхом Завете обряд помазания являлся ритуалом посвящения в цари. В то же время, единственным человеком, за которым закрепился титул «помазанник» - по-евр. Мессия (Машиах) или Христос по-греч. был Иисус из Назарета.

Кто был этот Иисус? И был ли он вообще? На эти вопросы мы постараемся ответить. 

 

Жанр «Евангелия» 

Когда мы обсуждаем какую-либо историческую личность, мы, прежде всего, обращаем внимание на исторические источники. Пожалуй, на свете не существует более читаемых, обсуждаемых и изучаемых книг, чем четыре канонических Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они являются центром и смыслом всего Нового Завета. Они являются основанием и жизнью Христианской Церкви, потому что они повествуют всему миру о жизни, служении, смерти и воскресении Иисуса Христа.

Употребление термина «евангелие» восходит к Ветхому Завету, где используется глагол בשר (басар) и существительное בשרה (басара), что означает «приносить хорошую новость» и, соответственно, «хорошая новость», «добрая весть». Этим словом обозначалось возвещение радостной вести: восхождение царя на престол (3 Цар 1:42), рождение ребенка (Иер 20:15) или оповещение о победе (2 Цар 4:10). В религиозном контексте этот термин употреблялся как возвещение о делах ЙАХВЕ[2], Бога Израиля, это возвещение спасения, восстановления, наступления Царства Йахве на земле (Ис 52:7; 61:1).

Греческий термин ευαγγελιζομαι имел схожее значение, им чаще всего обозначалось возглашение о победе над врагом (Плутарх). Иногда этот термин встречается и с другим важным термином как «спасение» (σωτηρια)[3]. В греческом языческо-философском употреблении термин «благовестие» использовался также, как обещанное оракулом (то есть судьба, греч. τυχη), а также появление или дела «божественного мужа» (Филострат, Жизнь Аполония). Необходимо отметить сразу тот факт, что все три указанные термина относились в античности к одному человеку – императору. Император является божественным мужем. Ему подчиняются судьбы империи. Природные явления обозначают важнейшие события жизни императоров. Его деяния приносят «спасение» тем, на кого простирается его милостивая длань. Это все роднит термин с его употреблением в НЗ, но в то же время подчеркивает и различие. В Мк 1:1 говорится «Евангелие Иисуса Христа». Здесь имеется в виду, что не Иисус является ευαγγελος (благовествующий), тот, кто несет добрую весть, но что сам Иисус Мессия является этим благовестием, само событие Христа является радостной новостью спасения мира[4].

Однако, трудность составляет сам жанр «евангелия», потому что до появления Нового Завета не существовало такого типа литературы. По одной гипотезе, образцом для написания евангелий послужили пророческие книги ВЗ, в частности, кн. Пророка Иеремии. В этой книге материалы о жизни пророка перемежаются с его речениями. Другим вариантом, более близким по времени к жизни Христа, являются так называемые «Жития пророков»[5]. Несмотря на то, что образ Христа в Евангелиях (особенно в Лк) часто напоминает жизнеописание пророков, проблемным является то, что евангелия неоднородны в своей структуре, и их цели были скорее катехетико-миссионерские.

С другой стороны (и другой культуры), греко-римская литература содержала такие труды как «Жизнеописания» (знаменитых греков и римлян) Плутарха, «Жизнь двенадцати Цезарей» Светония, «Жизнь Аполлония Тианского» Филострата, «Жизнеописания знаменитых философов» Диогена Лаэртского, которые рассказывали о жизни и трудах знаменитых людей. Среди них выделяются разные жанры[6], в которых видят образец для евангелий, но чаще всего это не соответствует реальности, так как евангелия были написаны с миссионерскими целями и использовались за богослужением. К тому же, они опирались на опыт общины, редактировались, и, соответственно, были анонимны. Главным отличием было то, что биографии писались в честь выдающихся людей, героев или воинов, философов или императоров. В евангелиях же мы находим историю простого галилейского плотника, который проповедовал наступление Царства Божьего, который был распят позорной казнью за измену. Трудно писать хвалебную биографию такому человеку.

 

Иисус: общий образ в Евангелиях 

Но какой был этот человек, «если его можно назвать человеком», как говорится в поздней версии «Свидетельства Флавия»[7]? Кто предстает перед нами в евангелиях? Существует множество научных реконструкций образа Иисуса, начиная от мифа, говоря (м.б. подразумевающего то) о том, что он мог даже и не существовать, и заканчивая образом бога, спустившегося с неба на грешную землю. Его изображают мистиком, философом, пророком, мудрецом, революционером, борцом за права угнетенных. Но что говорить, если в самих евангелиях перед нами предстает разный Иисус? Он произносит проклятия на города (Мф 11:21), и в то же время обнимает детей (Мк 9:36-37). Он жестко обличает своих оппонентов в лицемерии (Лк 11:44), но молчит перед лицом чистой лжи против него (Мк 15:4-5). Он оскорбляет учеников (Мк 8:33), но в то же время зовет их детьми (Лк 10:21). Кто же он такой?

Используя информацию, которая сообщается нам в евангелиях, мы попробуем рассказать общую картину истории жизни Иисуса Христа из Назарета[8].

По рассказу двух евангелий – Мф и Лк – Рождество произошло в Вифлееме, недалеко от Иерусалима. Оба евангелия были написаны примерно в один период 75-90 гг. 1 в. по РХ. В то же время, первое евангелие – Мк (65-70 гг.), и последнее – Ин (90-100 гг.), не сообщают о рождении в Вифлееме, но даже наоборот[9]. Родился он предположительно в 6-4 гг. до РХ, так как Ирод Великий умер в 4 г[10]. После рождения, его семья поселилась в Назарете, в маленьком городе, где легко было спрятаться от преследований.

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане» (Мк 1:9)[11]. Во всех евангелиях начало служения Иисуса начинается с рассказа о крещении от Иоанна Предтечи. Произошло это событие по описанию Лк в 15  г. императора Тиберия, то есть примерно 28–29 гг. н.э. О втором сообщается, что он, подобно Кумранским ессеям[12], проповедовал в пустыне наступление Царства Бога[13], и как знак веры в это и подготовки к принятию его он омывал приходящих к нему в реках Иордана[14]. При крещении на Иисуса, подобно как на израильских судей и пророков (Суд 6:34, 3 Цар 2:9), сходит Дух Бога.

После пребывания в пустыне, где Иисус был искушаем дьяволом, а также после ареста Иоанна, Иисус возвращается в Галилею, где и начинает свое служение словами: «Настал час, Царство Божье близко, покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:15)[15]. Проходя мимо Галилейского моря Иисус призывает первых учеников, которые будут сопровождать его до конца жизни, а после распятия и воскресения будут продолжать его проповедь по всей земле.

 Галилея во время Иисуса Христа была экономически развитым регионом, чье население сбыло около 200–300 тыс.чел. Население было довольно разным: в больших городах (Сепфорис) было много эллинизированных евреев, в маленьких же и деревнях (Капернаум, Назарет, Магдала) в основном еврейское и консервативное. Галилеяне говорили на арамейском[16], но и на греческом тоже[17]. Среди распространенных групп были фарисеи[18], но основная масса населения их не поддерживала[19]. В начале первого века, а затем в 60-х гг. были активны зелоты[20], но во время Христа не было замечено особых волнений. К галилейским евреям относились критично как язычники, живущие вокруг, так и сами иудеи.

В Капернауме впервые проявляются знаки наступления Царства Божьего. Иисус исцеляет болезни, изгоняет нечистых духов, проходя по всей Галилее. Он чувствует в себе силу[21] Бога, и этой силой он учит истинному Закону Бога, реинтерпретируя заповеди несогласно с фарисейской Галахой, прощает грехи, что становится первой причиной конфликта с группой учителей Закона. Их конфликт будет продолжаться на протяжении всего служения Иисуса, ведь он, в отличие от скрупулезных фарисеев и сосредоточенных на ритуальной чистоте ессеев, общается и ест с грешниками и принимает их в качестве учеников, не следует аскетическим пищевым правилам, нарушает субботу.

В этом всем все проявляется то, что Сын Человеческий[22], как себя называет сам Иисус, является тем, кто выступает от имени Бога, и проповедует волю Бога. Царство Бога наступает, и поэтому нет смысла бездумно исполнять ритуальные правила. Царство Бога подобно светильнику, который нельзя укрыть, оно как зерно, которое растет постепенно, но охватывает все существующее подобно огромному дереву. Не только демоны и болезни, но и стихии повинуются слову Иисуса (усмирение бури, хождение по воде). И даже смерть теряет свою силу перед наступлением Царства Бога. Воскресение мертвых (дочь Иаира, сын Наинской вдовы), насыщение голодных (5000/4000 тыс.) являются знаками вторжения Бога в историю, в мир, порабощенный силами зла и согласными с ними «существующими» властями[23].

Что такое Царство Божие, которое проповедовал Иисус? Если Бог – царь, то нет другого подобного ему. Бог есть единый правитель Израиля и всего мира[24]. Мир лежал во зле, то есть был порабощен «правителю этого мира», но его правлению пришел конец[25]. Царство Бога требует полного обращения сердца, для этого необходимо оставить все и следовать за Иисусом. В Царстве нет большего или меньшего, но тот, кто больший, является служителем для меньших. В Царстве Бога больше не имеют того смысла традиционные предписания учителей Закона, но требуется полное возвращение к основному Закону, который суммируется в Десяти Заповедях, а также в двух основных Заповедях: «Люби Бога твоего всей жизнью сердцем твоей, всей душой твоей и всей силой твоей», а также ближнего твоего как самого себя. Царство Бога не устанавливается насильственным путем, как это делали зелоты, поэтому и провозвестники Царства не отвечают злом на зло, чтобы замкнуть порочный круг насилия. Наследники Царства готовы отдать последнее, и себя считают нищими[26], служа Богу и людям бескорыстно. Для того, чтобы принять Царство Бога, нужно стать ребенком и принять Его, как ребенка (Мк 10:15), с радостью и открытостью.

Иисус еще при своей жизни отправляет учеников на проповедь Царства, давая им свою силу. В ближайший круг учеников входят Двенадцать[27], которых Иисус избирает как прообраз восстановленных двенадцати колен Израиля. Чужие слушают и следуют за Иисусом, грешники и язычники веруют в него, в то время как учителя Закона из собственного народа, и даже его родные не принимают речи о наступающем Царстве. Иисуса обвиняют в том, что он сошел с ума, что он творит чудеса дьявольской силой. Но Иисус сам говорит, что на Царство идет гонение (Мф 11:12)[28], и это будет распространяться на него самого, а также и на учеников. Иисус знал, что его дела приведут к окончательному конфликту, ведь если в родной Галилее его принимали как минимум холодно[29], то в других частях Палестины его могли встретить враждебно.

Как правоверный иудей, Иисус собирается в Иерусалим для празднования Пасхи. Почти во всех евангелиях этот момент является переломным, так как это паломничество оказывается последним путем в земной жизни Христа. При первой же встрече народ встречает Иисуса с ликованием, его называют Сыном Давида, то есть Царем Иудейским. К сожалению, этот титул станет и обвинением против него в суде. Нигде в Евангелии Иисус не называет себя этим титулом. Сразу после входа в Иерусалим Иисус очищает Храм, обличая жителей в том, что Храм, который станет домом всем народам, был превращен в логово разбойников[30]. Тем самым Иисус возбуждает против себя Иерусалимские власти, состоящие в основном из саддукеев[31], которые решили избавиться от него. Это было не так просто, потому что на публике Иисуса невозможно было схватить, а приватную жизнь он вел довольно скрытно.

В Иерусалиме с учениками Иисус последний раз совершает совместную трапезу[32], воспоминание о которой сохранится до наших дней, и которая станет центром христианской жизни. После трапезы, ночью в Гефсиманском саду, Иисуса арестовывает храмовая стража. Его доставляют к первосвященнику, который проводит дознание[33]. Утром Иисуса переводят к Понтию Пилату, префекту Иудеи. Тот обвиняет Иисуса в провозглашении себя Царем Иудейским, что означало неповиновение римской власти, и осуждает Иисуса на распятие на кресте, казнь, которую использовали для рабов и мятежников.

Иисуса распяли в день Пасхи (ок. 30 или 33 г.), еврейского праздника освобождения и спасения. Несколько последователей похоронили Его недалеко от места распятия, чтобы не оставлять тело непогребенным в субботу. На следующий же первый день недели, ученики[34] обнаружили гробницу пустой, а потом многие из них говорили о том, что Распятый являлся им Воскресшим. С этого момента ученики начинают активно продолжать дело их Учителя, проповедуя наступившее Царство Бога всем народам.

 

Историческая достоверность евангелий 

Некоторые критики считают, что каноническим евангелиям доверять нельзя, так как в процессе переписывания в древности текст евангелий сознательно менялся и корректировался согласно «церковно-политической» идеологии. В ответ на это мы предоставим ряд аргументов, которые свидетельствуют о том, что картина жизни Иисуса, представленная в евангелиях, являет исторически корректной, что подтверждает образ Иисуса, который проповедует Церковь.

1. Новый Завет является самым хорошо задокументрованным документом древности. Ни один древний текст не сравнится по количеству имеющихся рукописей с Новым Заветом – примерно 5700 манускриптов[35]. Причем самый ранний документ, папирус р52[36] относится к 125 г., то есть он был создан спустя всего лишь 30 после написания оригинала. На основании сравнительного анализа этих манускриптов можно сказать, что было восстановлено 97-99% первоначального текста, а 54% является неповрежденным текстом[37].

2. Археология привнесла больше в наше знание о мире, в котором жил Иисус, нежели о нем самом. В то же время, некоторые высказывания и указания на географические объекты и места, были подтверждены археологическими раскопками[38].

3. Время написания евангелий. Церковные авторы, жившие во 2 в. по РХ уже знают все четыре канонические евангелия, значит, они не могли быть написаны позже 100 г. по РХ. С другой стороны, евангелия были написаны с целью сохранить апостольскую проповедь[39]. По тексту видно, что евангелисты пользовались различными источниками[40], так как в самом тексте евангелий видны смена стиля, смена жанров, гармонизации и редакции. Это повышает уровень доверия, так как, если бы перед нами были исключительно монографии, принадлежащие перу одного автора, можно было усомниться в исторической достоверности.

4. Самый серьезный аргумент против достоверности заключается в проблеме передачи учения Иисуса Христа. Так как в древности учение передавалось изустно, логично задать вопрос о достоверности передачи. На это есть ряд возражений.

1) 90% учения Иисуса построено в поэтической форме, притчах и афоризмах, которые легко запомнить[41].

2) В древности ученики должны были запоминать дословно то, что говорил их учитель[42].

3) При передаче материала рассказчик мог изменять некоторые детали[43], но суть рассказа должна была сохраняться. 

4) Несмотря на то, что и более поздние иудейские учителя Закона отстаивали на связи с устной традицией, их ученики вели записи[44].

5) Отсутствие тем, которые могли бы помочь решить проблемы в раннем христианстве[45].

 

Итак, мы рассмотрели тот образ Иисуса, который мы встречаем в евангелиях. Мы имеем полную возможность доверять свидетельствам евангелистов, которые донесли нам уникальный рассказ о Человеке, который изменил не только историю, но и весь мир. Но не нужно забывать, что самым главным образом Иисуса является тот, который открывается нам при встрече с Ним. Мы не являемся очевидцами Его жизни, но мы в вере живем в Нем, а Он живет в Нас.

Федор ЛИТВИНОВ для монастырского еженедельника "Правило веры"



[1] Отсюда и славянское «будить».

[2] В связи с тем, что личное имя Бога не произносилось уже задолго до жизни Иисуса, сложно установить его точное произношение. «Йахве» является наиболее правдоподобной реконструкцией произношения еврейского слова יהוה (в транслитерации ЙХВХ). Необходимо заметить, что заповедь Исх 20:7 в более точном изложении звучала так: «Не возноси (возглашай) имя Йахве твоего Бога зря». Здесь имеется ввиду запрет на внекультовое произношение личного имени Йахве, а не слова «Бог» вообще.

[3] Чаще всего имеется ввиду спасение от врага. Но и в ВЗ, как видно из Ис 52:7, эти понятия идут вместе как имеющие отношения к делам Йахве.

[4] У ап. Павла словом «евангелие» обозначается содержание веры и проповеди, а именно крест и воскресение Христа (1 Кор 15:1). Со второго века евангелием начинают называться как канонические, так и другие тексты. Часто, в случае с апокрифами, этим термином стали злоупотреблять, с целью придать большего авторитета неканоническим писаниям.

[5] Тем более, что в самом НЗ есть аллюзии на этот текст (или скорее традиции, которые были в ходу, так как сам текст датируется более поздним временем).

[6] Ареталогии, хвалебные биографии, образы «бессмертных» (Браун, Введение).

[7] «В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса» (Иосиф Флавий, Иудейские древности, кн.18, по арабской версии).

[8] Базовая информация, с которой согласны все исследователи, это то, что родной город Иисуса был Назарет, в нем он рос. По профессии он был или столяром, или вообще рабочим.

[9] Ин 7:41-42 намекает на то, что Мессия должен родиться в Вифлееме, но во всем евангелии от Иоанна нигде не говорится об этом.

[10] Общепринятое летоисчисление не совсем точно, поэтому необходимо датировать рождение Иисуса именно указанными датами.

[11] Это событие приходится примерно на 28-29 г. н.э.

[12] Ессеи («делающие [дела Закона]») были апокалиптическим и эсхатологическим (то есть ожидавшим наступления Царства Бога) движением, члены которого проживали в общинах с общим имуществом. Общины были как семейными, так и безбрачными мужскими. Их учение было сосредоточено на ритуальной чистоте, которая являлась необходимым условием для восстановления общения с Богом, когда Тот вторгнется в историю и разрушит силы зла, олицетворяемые грешниками из числа евреев и язычников. Они считали, что наступление Царства будет предзнаменовано приходом двух Мессий – от Аарона (т.е. священника) и от Израиля (т.е. царя). Также, они признавали, что душа живет после смерти, хотя идеи о телесном воскресении не были четко сформулированы.

[13] Что означает, что отныне Бог будет править миром.

[14] Возможно, Иисус и Иоанн были родственниками (Лк 1:36) или знакомыми (Мф 3:14), хотя в Ин явно говорится, что Иоанн не знал Иисуса (1:31). Большинство современных ученых считают, что Иисус был учеником Иоанна. Это может объяснить некоторые ессейские элементы в учении Иисуса (конечно, при условии, что и сам Иоанн был ессеем), такие как апокалиптическая эсхатология, аскетизм, терминологические сходства. В то же время, есть элементы, которые противопоставляют  эти два учения, как например безразличие к ритуальной чистоте.

[15] Если Иоанн проповедовал неминуемый конец и суд, то Иисус проповедовал весть спасения.

[16] У них был особый акцент, см. Мк 14:70, Мф 26:73. В Талмуде есть фраза о том, что галилеяне на различают любовь (raham) и гнев (ra‛am).

[17] Об этом говорят греческие имена учеников (Андрей, Филипп), а также некоторые термины, которых нет в семитских языках, напр. «лицемер».

[18] Фарисеи («отделенные») были движением наиболее близким к простому народу. Их учение (как у ессеев и христиан) заключалось в том, что Бог Израиля единственный правитель мира, что Его Царство наступает. Они были профессиональными учителями Закона (т.е. Торы, под которой понимается Пятикнижие Моисеево), для которых именно он стоял в центре иудаизма. Наравне с Письменной Торой, фарисеи признавали Устную Тору, которую именовали Галаха («путь, хождение»), которая в их понимании являлась объяснением Письменной. Фарисеи также ожидали приход Мессии, хотя мы точно и не знаем какими были эти ожидания. Они верили в то, что душа живет после смерти, где получит воздаяние за добрые или злые дела, хотя возможно также поддерживали идею телесного воскресения.

[19] Надо заметить, что религиозные секты как фарисеи, саддукеи, ессеи были более распространены на юге, т.е. в Иудее.

[20] «Ревнители» (греч.) были революционным движением, которое вело сначала партизанскую, а потом и открытую войну против римлян.

[21] Чаще всего, в Новом Завете для слова чудо использовалось греческое δυναμις, что означало «силу».

[22] Эта фраза на арамейском означала человека вообще. Однако, как мессианский титул она используется в Дан 7:13 – «Я видел в ночном видении: вот, с облаками небесными идет как будто сын человека…».

[23] См. Рим 13:1. Евангелия представляют римскую власть в нехорошем свете, ведь мы помним, что евреи находились под иноземной римской оккупацией.

[24] См. Ин 19:15, где евреи обвиняются в отречении от этой идеи.

[25] Появление идеи о собственном бытии зла, а, следовательно, о существовании злых духов, связывают с влиянием иранской мифологии на библейскую. В ВЗ (и в НЗ тоже) проходит идея о неразделенной власти Божьей. Только Богу принадлежит вся власть во вселенной (Рим 13:1). Бог может делегировать свою власть другим (Дан 2:37). Если же мир подчинен злым силам, это значит, что Бог дал свою власть им, то есть попустил, править какое-то время, чтобы впоследствии все вернуть себе (Откр13:5).

[26] Фразы «нищие» (Лк 6:20) и «нищие духом» (Мф 5:3) являются равнозначными, которые обозначают того, кто сделал себя нищим ради Духа Бога.

[27] Списки Двенадцати разнятся в зависимости от Ев. Мк 3:16-19 (Мф 10:2-4): Симон (Петр), Иаков и Иоанн (Заведеевы), Андрей, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков (сын Алфея), Фаддей, Симон Кананит, Иуда Искариот. В Лк 6:14-16 не упоминается Фаддей, но находится имя Иуды сына Иакова (авторству которого атрибуируется послание Иуды).

[28] Этот пассаж очень труден для толкования. Традиционная интерпретация: человек должен потрудиться, чтобы войти в Царство Бога. Но это противоречит как минимум двум аргументам. Во-первых, в евангелиях Иисус подчеркивает, что Царство приходит само, как зерно, то есть независимо от человека. Во-вторых, контекст, где говорится об Иоанне Крестителе стихом выше, не позволяет интерпретировать в таком ключе. Еще одна интерпретация говорит о намеке на зелотов, которые насилием устанавливают ЦБ. Но, скорее всего, имеется в виду именно гонение на Царство: как Иоанн Креститель был казнен, так и Иисусу надлежит быть распятым, а Его ученикам быть гонимым за проповедь этого Царства.

[29] В евангелиях сообщается о братьях и сестрах Иисуса. Контрастным является их изначальное неприятие вести о Царстве, с последующим управлением Иерусалимской церковью (Meier, NJBC, 1319).

[30] Скорее всего, речь не идет об очищение всего Храма, а только притвора. И речь идет больше о символическом действии, чем о реальном очищении. В апокалиптической литературе часто появляется образ Обновленного Храма, так как Храм Ирода Великого считался оскверненным (Кумранский текст 11Q19, книга Откровения).

[31] От имени первосвященника Цадока, саддукеи были храмовой аристократией, которые основывали свое учение исключительно на Торе, не признавая других преданий. В то же время, они были открытыми коллаборационистами, то есть они сотрудничали с римлянами. Интересно, что первосвященник Каиафа был смещен с поста в одно время с Понтием Пилатом, что говорит о том, что их политика была единой.

[32] Ученые спорят о том, была ли трапеза пасхальным седером или нет. Противоречия начинаются с самих еавнгелиях, так как Песах приходился на пятницу, в то время как Тайная вечеря проходит на день раньше, и Ин вопреки Мк, Мф и Лк не называет последнюю трапезу пасхальной. К тому же, не сохранилось ни одного свидетельства, говорящего о том, можно ли было совершать седер до дня Песаха.

[33] Следует отдать предпочтение Ин, так как заседания синедриона, как оно описано в Синоптических евангелиях, скорее всего, не было, так как существовал запрет на собрание синедриона ночью. Судебный процесс должен быть публичным, поэтому, скорее всего, был возможен допрос у первосвященника.

[34] Могли быть женщины или сами ученики.

[35] B. M. Metzger, B. D. Ehrman, The Text of the New Testament. Its Transmission, Corruption and Restoration (Oxford – New York4 2005) 52. На втором месте Иллиада Гомера, которой сохранилось 2000 манускриптов.

[36] В нем содержится отрывок из Ин.

[37] К. Бломберг, Евангелия (Историческая достоверность). Иисус и Евангелия (Москва 2010) 218.

[38] В частности, указанные в Ин места в Иерусалиме, подтвердились находками в конце 19 в. Это является очень важным свидетельством, так как на протяжении почти двух столетий ученые отказывали Ин в историчности.

[39] 60-е годы считаются переломным моментом, так как принято считать, что многие апостолы окончили свой жизненный путь в это время.

[40] Эти источники были созданы при жизни апостолов, а некоторые могли быть составлены еще при жизни Иисуса.

[41] Легко запомнить идею и смысл, если он подается в виде сравнения («Царство Бога похоже на горчичное семя… на купца…»), стишка («Счастливы нищие, потому что ваше Царство»), коротких фраз («Не судите, и не будете осуждены»).

[42] На занятиях ученики дословно вслух повторяли то, что говорил их учитель. Хотя мы не видим Иисуса учащим согласно школьной системе того времени, есть некоторые эпизоды, которые прямо указывают на это (Мф 5:1-2 «…и сев…учил их»). Еврейский титул рабби или раббуни (Мк и Ин) применялся к Иисусу его учениками (Мф – 2, Мк – 3, Ин – 7), но еще чаще он назывался по-греч. дидаскалос (Лк использует только этот термин).

[43] Это видно также и в редакции письменных источников, напр. как Мф и Лк редактируют Мк.

[44] Вполне вероятно, что первые записи учения Иисуса были сделаны еще во время его служения. Не стоит a priori признавать неграмотность Иисуса или его учеников. Обычный крестьянин не был в силах завоевать такую популярность среди народа и задать такой импульс своему движению, которое после смерти лидера не только не распалось, но начало распространяться с большой скоростью.

[45] Если касаться вопроса отношения к язычникам, при встречах с ними во время своего служения, Иисус не дал конкретного руководства о том, как следует принимать их в общины. В случае с центурионом и сиро-финикиянкой, Иисус ограничился лишь исцелением и указанием не грешить.