Логотип для шапки

 

Архимандрит Савва (Мажуко): "Если мы рады видеть людей, мы правильно постимся"

0210Невозможно себе представить верующего, церковного человека без духовных упражнений, которые каждый из нас по мере сил обязан выполнять. Прежде всего, мы имеем в виду время, специально установленное Церковью для этих духовных упражнений – время, которое называется Великий пост. Это период особого внимания к своей душе, особенного молитвенного настроения, специально отведенный для того, чтобы подготовить себя к созерцанию Воскресения Христова. Такова главная цель Великого поста.

Пост — изобретение христиан или нечто универсальное? Пост - это ограничение себя в пище, упражнение в чтении и молитве. Этот опыт известен не только разным религиям и философским течениям, но даже неверующим людям. Каждый взрослый мыслящий человек однажды замечает, что на него воздействует та или иная пища, тот или иной режим дня, физической нагрузки, сна и чтения. Конечно же, все это на нас влияет.

Викентий Викентьевич Вересаев — замечательный русский писатель, многие читали его книги. По образованию он был врачом и оставил очень известные заметки «Записки врача». В них описан интересный эксперимент, который он поставил над собой. Однажды он обедал в кафе для литераторов, и к нему за столик присел художник, который попросил официанта принести что-нибудь вегетарианское. Вересаев посмеялся внутри себя, пошутил над этим, но тут же вспомнил один эпизод. В конце 1910-х годов, когда в России свирепствовала гражданская война, и были перебои с продуктами, Викентий Викентьевич оказался в оскудевшей продуктами и человеческими силами Москве. Несколько месяцев он вообще не ел мяса и заметил, что за полгода, пока он его не ел, работоспособность увеличилась чуть ли не вчетверо. За эти несколько месяцев он написал столько, сколько не писал за несколько лет. Но позже он стал получать усиленный писательский паек. Семья брала его в начале месяца, и первым делом съедали мясные продукты. На это уходила целая неделя, и всю эту неделю он ничего не мог писать: чувствовалась какая-то расслабленность, тоска, томление, сонливость, не хотелось работать.

Когда же Вересаев питался пищей растительного происхождения, чувствовал в теле легкость, ясность ума; он заметил, что в этот период ему легко давались новые начинания, он легко реагировал на вызовы и споры, был легок на подъем. Все это он связывал именно с ограничением в пище. Позже Викентий Викентьевич стал искусственно устраивать постные дни. Сейчас пост становится модой, неверующие, малоцерковные люди приходят в Церковь, и заявляют, что держат пост, хранят постные традиции, но это больше похоже на диету. Церковь такой подход обличает.

Но к 30-40 годам каждый человек обязан отследить свой режим питания, сна, общения и отдыха, которые составляют ткань нашей жизни. Именно в этом смысле пост есть нечто универсальное. У христиан пост начинается не в Великий пост, а длится весь год. Мы постоянно находимся в посте, каждый день, каждое мгновение своей жизни. Как верующие люди, мы должны предстоять перед Богом, значит, должны контролировать, как мы отдыхаем, что читаем, с кем общаемся - идет ли нам это на пользу. Если мы этого будем держаться всегда, тогда, вступая в Великий пост, не будем так нервно его переживать. Для многих пост - это действительно катастрофа. Мы заходим в церковь и видим внезапно постаревшие, изможденные, измученные лица наших близких. По Евангелию человек постящийся должен быть радостным: «Помой лицо свое, помажь голову свою елеем, радостно выйди к ближнему». После богослужения выражение лиц, как будто человек вышел из склепа, от него несет тленом - это ненормально, пост наоборот должен бодрить, заряжать. Викентий Викентьевич после поста чувствовал легкость мысли, тела и огромный задел творческой энергии. Если это происходит, значит, мы правильно постимся. Если мы не бросаемся на людей, но наоборот, рады их видеть, - это признак, что мы правильно постимся. Не будем переживать по поводу поста, поскольку мы обречены каждое мгновение своей жизни проводить в постном упражнении.

Архимандрит Савва (Мажуко)