Игумен Феодорит (Золотарев): "Лучше «согрешить» милосердием"

milostiny-1200-800Подать или не подать, пройти мимо или остановиться, посмотреть в глаза просящему или отвести взор; какая бывает милостыня, и чем руководствоваться, подавая ее. Об этом и многом другом я побеседовал с экономом Свято-Никольского монастыря игуменом Феодоритом (Золотаревым).

– Отец Феодорит, начнем нашу беседу с общих вопросов: почему люди за милостыней идут к стенам храмов, кому стоит подавать милостыню, какими критериями руководствоваться при подаче милостыни?

– Нам нужно вспомнить слова Господа Иисуса Христа, сказанные им в Евангелии: «Просящему у тебя дай». Поэтому люди немощные, нищие, нуждающиеся в помощи, приходят именно сюда, к стенам храма, зная об этой заповеди, зная, что Господь Иисус Христос учил своих последователей милосердию, и они ждут, что христиане откликнутся на их нужду, помогут им в чем-то.

Но в деле милосердия, как и в любой другой добродетели, необходимо проявлять рассуждение. Само по себе рассуждение – это уже христианская добродетель, важность которой особо подчеркивал великий начальник монашества – преподобный Антоний. Поэтому, когда мы встречаемся с человеком, который что-то у нас просит, когда мы встречаемся с нищими, стоящими у ворот церкви, лично мне кажется, что нам нужно руководствоваться следующим правилом: наша милостыня не должна навредить человеку. Потому что в положении просящих могут оказаться очень разные люди, имеющие разные причины для своих просьб.

Есть, действительно, люди, попавшие в беду, и им нужна помощь; есть люди, которые сделали для себя такой образ дохода профессиональным; есть люди, которые ввиду каких-то своих вредных привычек (чаще всего алкоголизма или наркомании) попадают в разряд такого асоциального существования и просят деньги, прежде всего, чтобы удовлетворить эти свои страсти. Это все разные случаи, и нужно подходить к каждому из них индивидуально, проявляя мудрость. Нет общего правила для всех. Хотя некие принципы, которые нужно соблюдать всегда – существуют, и один из них, о котором я уже упомянул, – не навредить. Вот, если, скажем, мы видим по внешнему облику человека, по его состоянию, что он употребит наше подаяние на покупку спиртного и тем самым навредит своему здоровью, то в данном случае милостыню лучше не подавать, или, например, дать ее не деньгами, а продуктами. Совсем не помочь человеку, который живет на улице, которому действительно нечего есть, которому действительно негде жить, будет неправильно. Поэтому помочь ему продуктами – это вполне разумно.

С другой стороны, милостыня бывает разной. Можно, например, подать копеечку, булочку, идя в церковь – это одно; но есть, например, люди, которые идут, скажем, в детский дом и усыновляют сироту. И всю свою жизнь, все свое время отдают этому человеку. Это уже совершенно иная весовая категория. Есть люди, которые помогают тем же нищим, стоящим возле храма, как-то кардинально решить их вопрос: восстанавливают паспорт, устраивают на работу, помогают обустроить жилье и т.п. Хотя, к сожалению, часто мы встречаемся с таким положением, что бездомным людям такая помощь не нужна. Люди без определенного места жительства обычно сами выбирают такую жизнь, она им нравится, и они не хотят ничего менять. Но это, опять же, не про всех.

– Скажите, пожалуйста, а как в Вашем монастыре относятся к оказанию помощи просящим? Ведь среди них, например, достаточно часто встречаются такие люди, которые хотят получать различные блага, но абсолютно не хотят работать и оказывать посильную помощь организациям, предоставляющим им эти блага.

– Когда люди приходят к нам в монастырь и просят помощи именно у монастыря, у нас существует неписаное правило: мы даем всегда какую-то работу во благо обители. Такой подход сразу отсеивает любителей легкого хлеба. Оставшиеся все-таки берутся за работу, после чего получают от монастыря помощь: или продуктами, или денежными средствами. Вот такой подход мы для себя избрали и ему следуем.

– А есть ли люди, которым монастырь помог, и в дальнейшем это послужило для них толчком к возвращению в нормальную, полноценную жизнь?

– У нас, конечно, были попытки по возвращению человека к нормальной жизни, но положительных результатов, к сожалению, не получилось. Через какое-то время люди все равно скатывались туда, откуда пытались выбраться. Пагубные привычки оказывались сильнее их воли. Хотя я уверен, что бывает и по-другому, и даже знаю таких людей, которые смогли в корне изменить свою жизнь после того, как встретили на своем пути отзывчивого человека, которому они оказались не безразличны.

– Был свидетелем такого случая. В продуктовом магазине старушка подходила к стоявшим в очереди людям и просила купить ей пачку творога. Как удалось услышать из разговоров продавцов, делает это она ежедневно. А ведь у нее наверняка есть пенсия, т.е. человек не лишен средств к существованию (хотя, конечно, может быть сын-алкоголик, отбирающий деньги и т.п.), но все равно она просит. Подскажите, как мне лучше поступить в данном случае?

– Если есть время и желание, можно детально разобраться в данной ситуации, поговорив со старушкой, если нет, то лучше «согрешить» милосердием. Многие святые, надо сказать, придерживались такого правила: они подавали всем, кто бы у них ни попросил. Известно житие антиохийского патриарха Иоанна Милостивого, который отличался великим милосердием и подавал без разбора всем. Отец Иоанн Кронштадтский тоже отличался таким подходом к просящим. Другие же по-другому к этому вопросу относятся, поэтому я бы посоветовал прислушиваться к совести, и опять же лучше лишний раз оказать милосердие, чем поскупиться.

– У меня есть знакомый, живем в одном доме. Он любитель выпить. Естественно, денег у него никогда не бывает, и при случайных встречах он начинает их просить у меня. Причем отвязаться от него достаточно сложно и часто приходится дать пару копеек, только чтобы он отстал. Но это, конечно, решение лишь до следующей незапланированной встречи. Что бы Вы посоветовали мне делать в таких случаях?

– Если вы на сто процентов уверены, что знаете, что ваши деньги уходят на злое дело, то не стоит потакать таким просьбам. Но без скандалов и оскорблений. Без каких-то унижений и упреков. Просто спокойно и обстоятельно все обсудите с ним, объясните. Если он не поймет с первого-второго раза, спокойно объясните еще сколько нужно раз, при этом проявляя к своему собеседнику уважение. Потому что милостыней являются не только материальные средства и советы, но и наше доброе отношение к человеку, наше слово доброе. Можно доставать из кошелька рублик, давать человеку, но при этом осуждая его внутренне, а может, и внешне показывая свое презрение, пренебрежение к нему, осыпая его укорами, в общем, унижая его. Господь разве примет такую милостыню? Нет, конечно. Поэтому христианское, доброе отношение к человеку – это основополагающий принцип при подаче милостыни. И вот это доброе отношение тоже будет являться милосердием. Тем видом милосердия, которое позволит нам расширить пределы нашей благотворительности до безграничности. Ведь если мы по-настоящему научимся любить людей так, как это заповедал нам Христос, научимся любить всех: и близких, и дальних, и друзей, и врагов, то каждый человек при каждой встрече с нами будет получать в дар от нас частичку тепла, любви и света нашего сердца. А это для многих дороже всех материальных богатств. Любовь, внимание, чуткость, нежность, прощение, понимание, забота, доброта, незлобие: такие дары никому никогда не навредят, и поделиться ими может каждый.

– Что, на Ваш взгляд, движет людьми, подающими милостыню?

– Мотивы к совершению дел милосердия могут быть у разных людей разными. Для верующих – это, прежде всего, заповеди Христа. Есть люди неверующие, но которые в то же время отличаются большим милосердием и оказывают милостыню по доброте душевной. Мотивы могут быть и нечистыми, например, милостыня может оказываться из тщеславия или просто из некоего формального подхода к соблюдению Христовых заповедей. Наше дело – смотреть за своим собственным сердцем, чтобы наши мотивы были чисты, чтобы мы подавали милостыню во имя любви к людям и Богу.

– Спасибо за беседу.

Таким образом, из беседы с о. Феодоритом о милостыне я вынес следующее: при подаче милостыни обязательно нужно рассуждать, чтобы данное деяние не навредило просящему; в сложных ситуациях, связанных с выбором «подать – не подать» лучше «согрешить» милосердием; милостыня – это не только материальная помощь и советы просящим, но и доброе, уважительное отношение к ним. Поэтому, люди, будьте милостивы друг к другу!

Беседовал Максим ШЕСТАКОВ

Опубликовано в монастырском еженедельнике "Правило веры" № 01 (127) от 01 января 2017 года