Логотип для шапки

 

Быть учителем сегодня - благословение или проклятие?

14 ноября в Гомельской центральной городской библиотеке им. А. И. Герцена состоялся дискуссионный клуб. Это новый совместный проект коллектива библиотеки и Свято-Никольского мужского монастыря.

Тема разговора "Быть учителем сегодня - благословение или проклятие?»  посвящена не только уникальной в своем роде профессии, но и людям-носителям ее, которые оставляют невидимый, но, без сомнения, важный след в жизни каждого человека.

 DSC0005

В начале встречи архимандрит САВВА (Мажуко), благочинный Свято-Никольского мужского монастыря", преподаватель, богослов и публицист, автор книг и передач, обозначил проблемное поле: каково сегодня быть учителем, существенна ли разница между детьми разных поколений, падает ли престиж профессии, легко ли быть лидером среди учеников, помогают ли родители и СМИ решать возникающие в образовании вопросы в пользу учителей, остаются ли молодые специалисты работать в школе и т. д.

Он сказал: "Вспомним слова Клайва Стейплза Лью́иса, замечательного английского писателя: «Человек становится лучше, если обсуждает серьезные вещи, а не просто болтает».

Тема школы, учителей, учеников, школьности – как раз такая серьезная тема, которая требует предельной искренности и деликатности в суждениях. О ней нельзя говорить поверхностно. Но совершенно определенно у каждого из нас есть некоторая личная заинтересованность".

В диалоге приняли участие известные и авторитетные в нашем городе педагоги со стажем и богатым жизненным опытом, совсем молодые учителя, стоящие на пороге принятия решения работать ли в школе, родители, священнослужители и публика.

 DSC0036ПЕТУХОВ Виктор Иванович, учитель со стажем, в прошлом директор школы: "Есть ли разница между детьми 80–х годов ХХ века и современными учениками? Большой разницы я не вижу. Есть дети, которые хотят учиться и есть дети, которые не хотят учиться. Так было всегда. Думаю, что главная проблема в том, что престиж учителя в обществе стремится к нолю. Если мы эту проблему как-то решим, то все остальные отпадут сами собой.

Во все времена были очень хорошие учителя и были всякие. И сейчас есть очень хорошие, хорошие и всякие. К падению престижа профессии учителя, я думаю, приложило руку государство, журналисты, родители со своими советами, и, как ни странно звучит, сами учителя. К сожалению, но это факт. Коль скоро все мы виноваты, то и исправлять нужно нам всем сообща".

 DSC0043УСОЛЬЦЕВА Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук: "В 60–е года ХХ века советское образование было признано лучшим в мире. И, начиная с этого времени, мы стали его реформировать, чтобы сделать еще лучше. Результат этих реформ давал, дает и будет давать в ближайшее время только отрицательный результат. Главная причина – мы не знаем, чему и как должны научить. Общеизвестно, что каждый год объем информации увеличивается в два раза, а что необходимо знать школьнику из этой массы информации – пока не совсем ясно.

Надо понять и признать, что научить всему невозможно. А чему учить обязательно, что должно стать основой, базой – мы пока не определили.

И еще, когда говорят, что задача школы не только дать образование, но и в большей степени научить человека быть человеком – это правда".

 DSC0071Татьяна ДОБРИЯН, молодой учитель русского языка и литературы: "Когда я решила выбрать профессию учителя, а я о ней мечтала с самого раннего детства, мои родные и близкие в один голос твердили: «Татьяна, что ты делаешь? Ты обрекаешь себя на нищету!»

Обращаясь к теме нашей дискуссии, я скажу так. Для моей семьи то, что я учитель – это безусловное 100%-ное проклятие, а для меня самой… Я еще не определила. Каждый день по-разному. Наблюдая за своими учениками, прихожу к выводу, что воспитать человека в человеке довольно сложная, но вместе с тем крайне необходимая задача".

 

Марина БОНДАРОВИЧ, молодой учитель русского языка и литературы: "Романтический образ моей учительницы языка и литературы Дианы Борисовны сделал свое дело. Я учитель, иду на работу и задаю себе вопрос «зачем я это делаю»? Но когда вижу глаза детей, когда они окружают меня, просят что-то рассказать, бегут навстречу, понимаю, что все правильно.

А в другой день … по-другому. Когда ты понимаешь, что имеешь дело с душами и сердцами детей, это такой заряд… То он разряжает тебя полностью, до ноля, а иногда очень сильно добавляет.

Что будет дальше? Не знаю".

 DSC0053Диакон АЛЕКСЕЙ Митрофанов, в прошлом учитель истории: "По моему предмету в районном отделе образования не было специалиста. Для меня это было счастье, потому что я позволял себе опираться не на материал учебника, а на другие более, по моему мнению, достоверные и интересные источники. И когда мои коллеги меня упрекали, что я слишком критично отношусь к учебникам, говорил, что таким образом я учу детей думать.

СЕРГЕЙ, неравнодушный человек, многодетный папа: "Мы говорим, что есть причины для беспокойства – это мягко сказано. В недалеком прошлом у учителя была еще возможность быть собой. Учитель мог быть лидером. Для своих учеников он был человеком, авторитетным мнением которого они дорожили. Сегодня, я считаю, у учителя отняли возможность неформального общения с учениками".

 DSC0080Протоиерей АНДРЕЙ Шихалов, клирик храма Иверской иконы Божией Матери: "В этом году мой четвертый ребенок пошел в первый класс, и поэтому я не понаслышке знаком со всеми процессами в школе.

Заключаю, учитель – это всегда благословение, никак не проклятие.

Трудности: и молчание, и трусость, и кивание перед начальством – они есть в любой среде, и даже укрепляют человека в том, что все-таки Бог есть и Он помогает.

Главное в жизни сделать выбор по душе, не лицемерить, не потому что ты что-то получишь, а потому что благодаря этому ты сможешь что-то отдать.

И не потому что учителя не хотят, они действительно не могут заниматься воспитанием детей. И, дай Бог, чтобы мы в наших семьях их немножко воспитывали. Ну как воспитывали? Вот говорим здесь, что дети агрессивные. А как, например, мой сын не будет драться, если я люблю смотреть боевики. Конечно, будет драться.

Мы, порой, нравственно мертвые люди. Внешне никто не скажет, что я, к примеру, пьяница, убийца, алкоголик, но я пропитан изнутри всем этим. И вот мы пытаемся образовывать наших детей. Мы рисуем красивый букет на бочке с бензином, и удивляемся почему наши дети им пахнут. Соглашусь с Виктором Ивановичем: дети не меняются, они те же чистые заготовки, меняемся мы – взрослые. И только мы пропитываем их не тем, чем они должны «пахнуть». Достучаться до сердец наших детей мы сможем только через собственное исправление нас взрослых".

ЭДУАРД АВЕТОВИЧ, учитель истории со стажем: "Никогда не хотел быть учителем, я собирался заниматься историей. Но случилось так, что я работал в школе. И я вывел для себя одну формулу, которой следовал всю жизнь: или делай свое дело хорошо, или уходи. Нельзя просто так, наполовину, из-за плохого настроения, или потому что «не по кайфу»… Ученики ведь ни при чем, хорошие они или плохие, взрослые или маленькие. Все мои невзгоды, все мои проблемы остаются вместе со мной: или делай хорошо, или уходи.   

А престиж профессии, я думаю, это не какая-то единая величина. У одного одни ценности, у другого – другие, у третьего – третьи и т.д. Это все очень индивидуально".

В заключении архимандрит САВВА (Мажуко): "Мы понимаем, кто такой учитель, мы понимаем, что он и великомученик, и апостол, и благовестник, и святой.

Святой апостол Павел говорил: «Поминайте наставников ваших...». Я думаю, что учителей надо не только поминать, но и почаще ими восхищаться, благодарить и говорить им побольше добрых слов". 

*  *  * Напомним, что первая встреча в формате дискуссии состоялась 24 марта текущего года и была посвящена Дню православной книги «Православная литература: блестящее прошлое и проблемное будущее?». Успех мероприятия дал возможность рождению нового интересного проекта. Планируется, что каждые два месяца широкой публике будут предлагаться темы для открытого разговора.

Следующая встреча в Гомельской центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена ожидается в феврале и будет посвящена молодежи.