Логотип для шапки

 

1000-летию преставления св. блг. князя Владимира и 70-летию Победы посвящается (обновлено)

DSC 0277

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одном из своих обращений отметил: «Наша Церковь и наш народ вступили в празднование 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. <…> Празднование дает возможность каждому прикоснуться к великому подвигу, который этот человек реально совершил. К подвигу, обусловившему создание целой цивилизации, которая существует более 1000 лет и к которой все мы с вами имеем честь принадлежать». 

Всероссийский крестный ход с частицей мощей святого благоверного князя Владимира, перешагнул границы России и пришел в пределы Белорусской Православной Церкви 20 июня 2015 года.

3 июля в Могилеве присоединились к этому молитвенному шествию и мы, паломники Свято-Никольского мужского монастыря. Узнав, что крестный ход остановится на несколько дней в Свято-Никольском женском монастыре областного центра, мы решили поклониться святому благоверному князю Владимиру. И вот мы в дороге.

Монастырский комплекс нашли быстро. Из интернета знаем, что первое упоминание в летописи о Никольском храме обители относится к 1522 году. С монастырем связаны имена видным политических и церковных деятелей разных исторических эпох: митрополита Киевского Петра Могилы, архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия Конисского, причисленного к лику святых, короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, последнего русского царя страстотерпца Николая II и других.

К сожалению,  услышать об истории монастыря, хранящихся в нем святынях нам не довелось. Все сестры были заняты на послушаниях по обслуживанию паломников у ковчега святых мощей благоверного князя Владимира и церковных лавках.

Мы, первым делом, тоже встали в очередь к ковчежцу. Тишину в храме нарушало только молебное и акафистное пение перед святыми мощами, да чуть слышное передвижение людей в очереди. Поклонившись святому князю Владимиру, имеем возможность оглядеться, рассмотреть богатое и очень красивое убранство храма. Только сейчас замечаем, что у центральных колонн и у стены размещены несколько гробов, покрытых парчовыми покрывалами. Задать вопросы о том, чьи святые мощи покоятся в раках, не смеем, чтобы не нарушать молитвенное настроение присутствующих здесь.  Матушка предлагает вернуться в Никольский монастырь в другое время: «Приезжайте после, тогда и историю расскажем, и раки откроем, все посмотрите».  Принимаем за благословение. Сюда надо вернуться.

А сейчас оправляемся на мемориальный комплекс «Буйничское поле». Здесь после городского мероприятия, посвященного Дню Независимости и 70-летию Победы, нас ожидает П. И. Хованский, краевед и командир поискового отряда Могилевского историко-патриотического клуба "Виккру".

«На подступах к Могилеву в  июне-июле 1941 года, - начал рассказ  Петр Иванович, - шли наиболее тяжелые бои с немецко-фашистскими захватчиками. Невероятное мужество и героизм защитников города задержало наступление группы армий «Центр» на главном московском направлении. Победа 1945 года начиналась на этом рубеже».

Мы узнали о том, что на Буйничском поле впервые с начала войны была одержана победа. Про скопище подбитых немецких танков написал тогда корреспондент газеты «Известия» писатель К. Симонов, а фотокорреспондент той же газеты П. Трошкин сделал снимки. К слову сказать, Константин Михайлович  приезжал на поле каждый год. Он завещал после смерти развеять над ним свой прах, и дети исполнили волю писателя. На огромном валуне, установленном на краю поля, выбита подпись «Константин Симонов» и даты его жизни 1915—1979. А с другой стороны - мемориальная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».

Петр Иванович рассказал много интересных подробностей о мемориальном комплексе, его экспонатах, поисковой работе.  Показал, как заряжается противотанковая пушка «сорокопятка», куда надо бросить коктейль Молотова, чтобы немецкий танк загорелся, где на раскидистом дубе, растущем у подножия холма, остались следы от колючей проволоки одной из линий заграждения.

Венец мемориала – часовня. Она после мероприятия утопает в цветах. Прах защитников Могилева покоится под ее основанием. Внутри на гранитных плитах – фамилии. Купол расписан ликами святых и солдат-защитников в сиянии славы. Маятник Фуко наглядно демонстрирует вращение Земли и бессмертность подвига.  Все символично. Груз маятника выполнен в виде земного шара. Петр Иванович предложил «передать землю детям», что были среди нас: «Именно дети наше будущее, и каково оно будет, станут ли они помнить о прошлом и хранить подвиг дедов, зависит от них».  

В книге памяти мемориала появилась запись, оставленная нашей группой: «Низко кланяемся героям, подарившим нам возможность быть свободными. Буйничское поле – это не только символ стойкости и мужества, памяти и патриотизма, но и символ истинной любви к отечеству, родной земле и Человеку. Спасибо».

Отдав дань памяти погибшим воинам,  мы  продолжили свой путь дальше, в Свято-Вознесенский Барколабовский женский монастырь.

Мать Эмилия встретила нас и направила в храм Святого Предтечи и Крестителя Господня.  От красоты замерло сердце. Огляделись. Храм еще расписан не полностью. Над его благоукрашением трудятся выпускники Белорусской государственной академии искусств. На правом клиросе большая икона Божией Матери. Понимаем, что это и есть чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Матушка Антонина начала  рассказ: «Поселение названо по имени хозяина Баркулаба Ивановича Корсака и начинает свою историю с 1564 года. В летописи женского монастыря записано, что Богдан Статкевич 24 июня 1641 года подарил обители остров  Барок между Днепром и Лохвой  и близлежащие угодья. После сооружения главного храма во имя Вознесения Господня в жизни монастыря произошло событие исключительного значения. В обители чудесным образом появилась икона Божией Матери, которая уже более 350 лет называется Барколабовской».

Обитель всегда была православной. Пережила все крупные войны, кроме Великой Отечественной  (немцы взорвали обе церкви).  В начале ХХ столетия монастырь закрыли. Монахини вынесли из обители и спрятали чудотворный образ, пришлось даже замуровать его в стену обычного дома. До середины 60-х постройки монастыря использовались для детского дома, потом больницы, амбулатории, пионерского лагеря. В 90-е годы, после аварии на Чернобыльской станции, из-за большого радиационного фона строения перестали быть нужными и их разрушили до основания. Сестры обители пришли на абсолютно пустынное место в конце 2000 годов и начали многотрудное дело по восстановлению некогда крупнейшего монастыря в Речи Посполитой,  культурного и религиозного  центра северо-востока  Беларуси.

Удивительная и богатая история обители. Еще больше поражают чудеса, которые совершаются по молитвам перед образом Божией Матери. Было трудно бороться с желанием пропеть акафист, и мы попросили мать Антонину нам помочь. После молитвы инокиня проводила нас в трапезную подкрепиться. А потом мы решили окунуться в святом источнике. В монастыре обустроена небольшая купель.

Мать Эмилия с сестрой Таисией пришли нас проводить. Мы шли по тенистой липовой аллее к выходу и беседовали о том, сколько сделано, сколько еще предстоит, как бывает трудно и как Пресвятая Богородица помогает в трудах всем, кто к ней обращается с искренней молитвой. 

Елена СИЛИВОНЧИК

Свято-Никольский женский монастрырь г.Могилев. У ковчега с частицей мощей св. князя Владимира

Мемориальный комплекс "Буйничское поле"

Свято-Вознесенский Барколабовский монастырь