Чин освящения антиминсов в Никольском монастыре

DSC 9199 01В день памяти Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан совершил чин освящения антиминсов и Божественную литургию в Николаевском храме монастырского комплекса. 

Архимандрит Амвросий (Шевцов), наместник обители с братией в священном сане, секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев сослужили владыке.

За богослужением молились настоятельница Свято-Тихвинского женского монастыря игуменья Вера (Афонькина) с сестрами.

Со словами проповеди по запричастном стихе к молящимся обратился архимандрит Савва (Мажуко).

По окончании богослужения владыка поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, обратился к молящимся со словами архипастырского назидания и совершил литию на могиле приснопамятного архиепископа Аристарха (Станкевича) (+2012).

* * * Главной святыней алтаря является престол. Это четырехугольный стол, который символизирует Трон Божий. На престоле лежит Святое Евангелие, кресты, стоит Дарохранительница со святыней Тела и Крови Христовых. Именно на престоле мы совершаем Литургию.

Именно на престоле и положено с древности совершать Литургию. Мы помним, что в первые века христианства было принято совершать Литургию на гробах христианских мучеников. Вот и в престол стали вкладывать частицу мощей святых мучеников (или просто святых).

Затем престол и весь храм освящался архиереем (епископом этого города).

И лишь после этого посланный в этот храм священник мог совершать службу.

Итак, освященный престол с частицей мощей и есть та святыня, которая делает возможным совершение Литургии в конкретном храме.

Однако представим себе, что храм построен в глухой чаще или в горах. И епископ не может быстро и легко добраться туда, чтобы совершить полный чин освящения. Или храм еще строится, а люди нуждаются в том, чтобы Божественная служба совершалась. Или священник уходит в затвор, в пустыню и там собирается служить Литургию (для себя или для иных затворников), или миссионер едет к дикарям, чтобы крестить их, и он тоже как-то должен для них служить службу… Таким образом, еще с древности появилась нужда в «переносных» престолах. И для этого был изобретен антиминс («вместопрестолие»). 

Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. На антиминсе было написано, где можно с этим антиминсом совершать богослужение.

Антиминс не обязателен в том храме, который освящен полным чином и в котором есть освященный престол. Но он нужен для богослужения в доме или храме неосвященном.

Этот принцип сохранялся в Греции и в Древней Руси. Антиминс мог быть, но его могло и не быть.

Однако Собор Русской Церкви 1655 года постановил, чтобы антиминс был в любом храме, даже освященном. Постановления Собора исполняются в России незыблемо и ныне. В Греции соблюдается древняя практика, то есть если престол храма освящен полным чином, антиминса там может не быть.

* * * Чин освящения антиминсов совершается один раз в несколько лет и только епископом. Их освящение совершается следующим образом.

Перед Литургией антиминсы кладутся на престол. Частицы святых мощей, число которых должно быть равно числу освящаемых антиминсов, полагаются на дискосе, который покрывается звездицею и покровцем, и ставится на жертвенник, где над ним возжигают две свечи. Священники ждут архиерея в храме. Епископ входит в алтарь через Царские врата и перед престолом молится над антиминсами, читая особую молитву, в которой просит, чтобы Господь освятил их.

Затем все присутствующие в храме и владыка молятся о ниспослании Духа Святого на антиминсы, преклонив колена.

Священнослужитель ставит на приготовленном столе, справа от престола, три стеклянных сосуда - один с красным вином, другой с розовой водой и третий пустой. В пустой сосуд архиерей вливает вино и розовую воду. Эта смесь красного вина и розовой воды называется родостамна.

Протодиакон произносит в алтаре великую ектению. По окончании ее архиерей, преклонив голову, читает молитву над родостамной и трижды ее знаменует. Затем он трижды крестообразно окропляет родостамной антиминсы (обычно совершается троекратное окропление), произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» и: «Окропиши мя иссопом и очищуся...» и далее псалом до конца.

Затем владыка возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков» и помазывает антиминсы святым Миром.

При этом диакон произносит: «Вонмем», а архиерей: «Аллилуиа» (трижды). На каждом антиминсе архиерей делает три креста кисточкой, обмакнутой во святое Миро: один посредине и два по обе стороны. В это время поется псалом 132-й…

Далее, после других молитв, владыка идет к жертвеннику. Там он читает все те молитвы, которые читает архиерей при перенесении мощей в чине освящения храма. Затем, взяв на голову дискос со святыми мощами, архиерей идет с ними от жертвенника, через северные двери, с возжженными лампадами и рипидами, при пении тропаря: «Иже на камене веры...» и трех ирмосов, и так доходит по солее до закрытых Царских врат. Здесь останавливается и, обратившись лицом к Царским вратам, велегласно возглашает: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы, Господь сил, Той есть Царь славы». При словах: «Господь сил...» врата отворяются. Архиерей входит внутрь алтаря и обходит вокруг престола дважды, при этом поет первый раз: «Святии мученицы...», во второй обход: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало...», поставляет дискос со святыми мощами на престол. Взяв кадильницу, архиерей обходит вокруг престола, кадя его со стоящими на нем святыми мощами, читая до конца псалом 25-й.

Затем владыка читает иные молитвы, берет частицы мощей и вкладывает их в мешочки, нашитые на оборотной стороне антиминса (мешочки для мощей), зашивает. После этого начинаются часы и Божественная литургия по чину.

После Литургии освященные антиминсы увозятся в епархию (по материалам azbyka.ru).

Фото Романа КАРПЕНКО