Kraevedenie-Risj

Kraevedenie-Risj

В своей монографии A.A. Горбацкий «Православные монастыри Беларуси: история и современность» отмечает: «Макариев монастырь находился около селения Добруш, что на реке Ипути в 30 верстах от Чонского монастыря. Макариев монастырь был построен старообрядцами, как и Чонский, в 1775 г. и находился в их руках до 1839 г. В 1839 г. Макарьев монастырь был закрыт, а в 1844 г. преобразован из старообрядческого в единоверческий».

Участник Церковно-исторической комиссии Гомельской епархии Сергей ЦЫКУНОВ делится с читателями еженедельника результатами своей поисковой и исследовательской работы.

Первоначально старообрядческий Макарьев монастырь именовался как Асафов скит или Асафова раскольничья пустынь. Она находилась в 20 верстах от  Гомеля на берегах речек Дрогитивля и Хоропуть, около деревни Хоропуть и села Добруш, и отмечена на Генеральном плане Белицкого уезда Могилёвской губернии 1783 года.

По преданию, скит был основан около 1760 года старцем-отшельником Иоасафом, бежавшим из г. Гжатска в Ветковскую слободу.

Можно предполагать, что о ските стало более широко известно в 1799 году благодаря написанной насельниками и объявленной чудотворной иконе Божией Матери. Могилёвская духовной консистории обратила на обитель более пристальное внимание. По данным 1802 года в нём состояло более 100 монахов и бельцов1, среди них имелись и беглые. Список беглых был передан в губернское правление и в нижний земский суд.

Наименование «Макарьевский» к монастырю употреблено только в 1820-х годах белорусским церковным историком И. И. Григоровичем при описании Белорусской епархии. Автор отмечает, что не обнаружил никаких документов о происхождении названия обители. Дано ли наименование в честь одноименного святого или наиболее авторитетного игумена — не известно. Также он указал, что на момент описания в монастыре имелось 32 келлии, где проживало 52 монаха. Для них построена общая трапезная. На территории обители действовало два деревянных храма – в честь Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Монастырь содержался пожертвованиями и вкладами, пользовался значительным количеством сенокосных и пашенных земель.

В 1845 году, августа 4-го дня, по распоряжению духовной власти Макарьевскому единоверческому мужскому III-классному общежительному2 монастырю было передано все имущество, строения, земли и лесные угодия Чонского монастыря.

Причиной упразднения старой Чонской обители стало ее расположение. Построенный на низменном месте монастырь, около самой реки Сож, в половодье затоплялся. Братия затруднялась отправлять богослужения, терпела большие неудобства, монастырскому хозяйству наносились убытки.

С 11 октября 1861 года в возрасте 36 лет монастырь возглавил архимандрит Гедеон. К 1870 году за заслуги по духовному  ведомству он имел награды: палицу, набедренник, наперсный архимандритский крест и медаль за усмирение польского мятежа 1863-64 годов. Но по неизвестным причинам отстраненный от настоятельства в 1874 году.

Последним настоятелем Макарьевского единоверческого монастыря с 1874 года состоял иеромонах Иоанн, который скончался в Чонках. Более подробных данных о нём не найдено.

Деятельность Макарьевского единоверческого монастыря к середине 1870-х гг. показала, что он не оправдал возложенные на него надежды по единоверческой миссии среди старообрядцев.

К этому остро проявились неудобства, связанные с его материально-экономическим положением. Если старообрядческий Макарьев монастырь имел богатые и непрерывные пожертвования со стороны раскольников, позволяющие ему иметь славу богатой и обеспеченной обители и содержать насельников числом около 50, то единоверцы, несмотря на государственную поддержку и присоединение к ним чонских земель, такого успеха не имели.

Несмотря на внешне благополучную экономическую деятельность, Макарьевский монастырь постепенно приходил в запустение и упадок.

Малочисленность братии как вредное наследие Чонок тоже сыграло свою роль.

Несмотря на все усилия, потраченные на обитель, единоверие почти так и не прижилось в Гомельском уезде, что показало духовную слабость Макарьевской братии и завышенное ожидание от их деятельности.

Новая история обители

В 25 верстах от Макарьева располагалась единоверческая женская обитель (Злынка Черниговской губернии), но большинство ее насельниц – православные. При таких  условиях сама  жизнь подсказывала  необходимость  и целесообразность преобразования Макарьева монастыря в православную женскую общину, что вполне отвечало желанию местного населения. Жители селений, окружающих Макарьев монастырь, давно уже выражали сильное желание, чтобы в Макарьеве была открыта женская обитель со строго православным укладом жизни наподобие Сарова и Валаама.

Епархиальная власть заботливо пошла навстречу как церковным нуждам, так и желанию местных жителей. По поручению Преосвященнейшего епископа Константина (Булычева), викарный епископ Гомельский Варлаам (Ряшенцев) посетил Макарьевскую обитель осенью 1913 года. После этого было направлено ходатайство в Синод об открытии в Макарьеве женского монастыря. Благодаря добрым жертвователям явилась возможность произвести здесь необходимый внутренний и наружный ремонт обветшавших зданий, приобрести церковную утварь, поправить ограду.

Согласно ходатайству  епископа Могилёвского и Мстиславского Константина (Булычева) и определением Святейшего Синода  от  12 марта  1914  года за № 1747 бывший единоверческий Макарьевский мужской монастырь Гомельского уезда обращён в женскую обитель с причислением её к Чонскому женскому монастырю.

Открытие нового монастыря было обставлено особой торжественностью: «В воскресенье, 6 июля, с вечерним поездом в Чонский монастырь прибыл Преосвященнейший Варлаам, епископ Гомельский, с тем, чтобы здесь в последний раз помолиться пред чудотворной Казанской иконой Божией Матери, торжественно изнести эту икону в ту обитель, где она раньше имела своё пребывание. Преосвященным Варлаамом вместе с прибывшими священниками был отслужен молебен с акафистом, на котором присутствовали все монахини и обитатели соседних дачных местностей. Умилительно было это прощальное богослужение в поздний вечерний час. Присутствовавшие молились со слезами на глазах. В конце служения Преосвященный сказал слово о том, что Казанская икона Богоматери, находясь в Чонке, не имела так сказать, своего прочного пристанища (в Чонке есть своя чудотворная икона Тихвинской Божией Матери), и тот край, где  раньше была эта икона, остался как бы без видимого святого покрова, а теперь Божия Матерь в своём чудотворном образе опять идет на прежнее место своего пребывания и осеняет его. Конечно, прощально провожать святой образ всегда скорбно, но Чонской обители надо радоваться, потому что Богоматерь идет в своё наследие, с которой связана Чонская обитель узами одной духовной жизни и одного руководства.

Торжественная служба окончилась в 10 часов вечера. На  другой день, в понедельник 7 июля, в 4 часа утра начался благовест на монастырской колокольне к крестному ходу из обители.

Отслужив краткий молебен, Преосвященный сам шёл с крестным ходом до границы монастырских владений, откуда крестный ход в сопровождении священников, монахинь и окружающих сельчан направился через пригород Ново-Белицу, село Головинцы и через деревню Ларище к Макарьеву.

В 5 часов вечера крестный ход был уже у Макарьевской обители на расстоянии 25 верст от Чонки.

Пока шёл крестный ход, Преосвященный побывал в Добруше, где служил в храме молебен, посетил настоятеля и лично встретил крестный ход у Макарьевской обители. Умилительна была картина шествия чудотворной иконы Божией Матери на то место, которое было раньше оставлено.

Вскоре в Макарьевской обители началось всенощное бдение, на которое прибыли окружающие священники числом 12 лиц. До шестопсалмия служба совершалась на открытом воздухе, а затем – в трапезном храме, при большом стечении народа,  который плотным кольцом окружал храм.

8 июля, в 8 часов утра началось архиерейским служением и освящением храма. На торжестве присутствовали: Гомельский предводитель дворянства М. Н. Лавриновский, семья бывшего генерал-губернатора княжества Финляндского Н. Н. Герарда, начальница частной Могилёвской женской гимназии О. Н. Коссович, директор Добрушской фабрики А. И. Стульгинский, Гомельский исправник С. В. Мизгайло и многие из интеллигенции в качестве приглашённых гостей. Несмотря на летнее страдное время народу собралось до 3 тысяч человек, из них в храме могла поместиться едва десятая часть. Остальные слушали богослужение стоя у окон. Свободные священники служили непрерывно молебны Спасителю и Божией Матери.

После литургии внутри обители был совершен крестный ход с молебным пением Богоматери. В конце молебна Владыка обратился к собравшейся массе народа с приветственным словом такого содержания: «Нынешний день – великий радостный праздник для всего здешнего края. На месте, где были развалины и мерзость запустения, где живали разбойники и совершались преступления, – снова красуется святая обитель. Прежде обветшавшая храмина сделалась благолепным храмом Божиим, в который вошёл сам Царь Славы с воинством небесным и с Пречистою Своею Матерью в лице Ея чудотворного образа. Вот какую великую милость и радость даровал Господь всему здешнему краю. Очевидно, Милосердный Господь желает призвать людей  к покаянию. Позаботимся же о том, чтобы вселение Богоматери среди нас не было для Нея скорбным, чтобы и Она, Пречистая, радовалась, видя наше покаяние и исправление жизни. Только так мы и можем отблагодарить Бога за Его милости, только такую жертву можем мы принести Ему и Пречистой Богоматери, ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Пусть же притекает народ в своих бедах и скорбях под покров Богоматери в сию  святую обитель и получает здесь от Нея богатые милости душевные и телесные».

Торжественное богослужение закончилось в 2 часа дня. После богослужения настоятельница обители игуменья Чонско-Макарьевского монастыря Арсения предложила Владыке и всем собравшимся гостям чай и скромную трапезу.

В 3½ часа дня, благословив насельниц Макарьевской обители, Владыка отбыл из обители в Добруш, а оттуда – в Могилёв…»

Вскоре, при обозрении монастырей Могилёвской епархии епископом Могилёвским и Мстиславским Константином, было отмечено, что Макарьевская община имеет большое миссионерское значение, так как расположена вблизи старообрядческих слобод и сектантских мест. Обители принадлежат 40 десятин земли, из коих 3 десятины под постройками с оградой, 3 десятины под садом, 2 десятины под рощей, а остальная земля под полями и лугами. Земельные угодья приносят ежегодно до 1000 рублей дохода, не считая фруктового сада, который при урожае яблок может принести до 1000 рублей прибыли. Церковь в Макарьевской общине одна. Два новых помещения для начальницы и сестёр построены в 1914–1915 гг. Необходимые хозяйственные надворные постройки тоже возведены, производится постройка дома для священника. В настоящее время в обители имеется 15 сестёр. Макарьевскую общину необходимо преобразовать в самостоятельный монастырь, о чём надлежаще будет принесено ходатайство перед Синодом. Ныне там построены ещё 2 флигеля, в которых живут сёстры, исполняющие клиросные и хозяйственные послушания под непосредственным наблюдением руководительницы – старшей инокини Чонского монастыря Леониды.

Принадлежащие монастырям леса, как самое ценное достояние монастырских хозяйств, сохраняются и оберегаются. В отчётном году много монастырского леса вырубается военными властями на военные нужды. Например, в Чонском монастыре на эти нужды было вырублено 20000 пней.

Макарьевская женская община

Надо сказать, что ещё в 1913 году при обозрении монастырей Могилёвской епархии епископ Могилёвский и Мстиславский Константин (Булычёв) отмечал, что в Макарьеве более целесообразно открыть самостоятельный женский монастырь, о чём он в январе 1914 года направил соответствующее представление в Святейший Синод. Рассмотрение данного вопроса в Синоде продолжалось более двух лет.  Наконец, указом от 2 августа 1916 года № 9612 Макарьевская женская община была выделена из состава Чонского монастыря и преобразована в самостоятельный женский монастырь с наименованием его Макарьевским. Количество насельниц в монастыре не ограничивалось: сколько обитель в состоянии будет содержать их на собственные средства, столько их можно набрать. По поручению архиепископа Константина 3 октября 1916 года викарным епископом Гомельским Варлаамом (Ряшенцевым) было совершено открытие нового монастыря и произведена передача причитающейся части капиталов и имущества от монастыря Чонского.

В отличие от Чонского необщежительного, где насельницы из-за их большого количества и нехватки помещений могли проживать за пределами монастыря, Макарьевский имел статус более строго, общежительного, по уставу которого насельницы обязаны проживать в монастыре.

На территории Макарьевского монастыря находилась восстановленная церковь-трапеза, длинной 13 аршин, шириной 6 аршин, алтарь в ней деревянный, вторая часть каменная, в одной связи с помещением с тремя келиями для сестёр монастыря, покрыто железом. Колоколов при церкви три, находящиеся на временно  устроенной невысокой башенке, каждый весом по 10 пудов 25 фунтов. Утварью, богослужебными книгами, сосудами и облачениями монастырь на момент открытия был снабжен недостаточно.

Внутри ограды монастыря находится фруктовый сад, такой  же сад имеется на восточной стороне за оградой.

Монастырской земли имелось под усадьбой 1 десятина 700 сажен, пахотной 27 десятин 300 сажен, сенокосной 7 десятин, под лесом 29 десятин, неудобной 1400 сажен; всего земли 40 десятин.

Ближайшие к монастырю церкви находились в Добруше в 6 верстах, с. Жгунь в 5 верстах, с. Ларищево в 5 верстах.

ХХ век

О том, какие события происходили в начале ХХ века в Макарьевском монастыре, и как решилась его судьба, изложено в переписке  Гомельского ОкрАдмОтдела с Добрушской милицией и совхозом «Хоропуть».

С 1 июня и по август 1928 года Макарьевская монашеская община в стенах монастыря навсегда прекратила своё существование.

В настоящее время на бывшем месте пребывания монастыря (посёлок Красный луч Добрушского района) в полуразрушенном состоянии сохранилось заброшенное каменное здание храма-трапезы, использовавшееся до середины 1980-х годов как общежитие для совхозных рабочих, а в архиве Гомельского Свято-Николаевского мужского монастыря сохранилась печать Макарьевской обители.