Со времени учреждения в России патриаршества минуло уже более четырёх веков. За этот долгий срок, разделённый синодальным периодом, семнадцать предстоятелей русской церкви несли своё высокое служение во Славу Божию и на пользу нашего народа. Некоторые из них были канонизированы, как например Святитель Иов – первый наш Патриарх, или Святитель Тихон – первый Патриарх со времени петровских преобразований. Но лишь один в нашей истории стяжал венец священномученика – Патриарх Московский и всея Руси Ермоген. О нём в нынешние строгие дни поста и поведём речь.

Иллюстрация: Чистяков П.П. «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860 г.

Происхождение Святителя Ермогена довольно туманно. Различные на этот счёт мнения историков в разное время относили его то к роду бояр Шуйских, то к роду Голицыных. Одни вовсе отказывали ему в знатности происхождения, уверяя, что Ермолай (таково было его мирское имя) происходил из крестьян. Другие же считали его выходцем из донского казачества. Такая же неопределённость присутствует и с датой его рождения. Однако, принято считать, что появился на свет будущий Патриарх не позже 1530 года. Более конкретные сведения о его жизни мы встречаем на рубеже 1570-1580-х годов. Известно, что ещё юношей он пришёл в Казань и числился послушником Спасо-Преображенского монастыря. Затем женился и начал служить священником в Казанском Свято-Никольском храме. В 1579 году Казань стала местом одного из главных чудес в истории русской церкви – обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Именно отец Ермолай перенёс новоявленную икону с места обретения в храм, где сам нёс служение.

Спустя несколько лет после этих событий, очевидно, умирает его жена, так как уже в 1587 году мы встречаем отца Ермолая в Москве, где он принимает монашеский постриг в знаменитом Чудовом монастыре и получает новое имя – Ермоген. Но через два года священноиноку приходится вернуться в Казань. Дело в том, что 13 мая 1589 года он был хиротонисан во епископа и занял только что образованную Казанскую митрополичью кафедру. На этом служении проявляются таланты митрополита Ермогена как выдающего церковного писателя своего времени. В 1591 году он пишет Послание Патриарху Иову, в котором просит о введении особого дня поминовения православных воинов за веру, Царя и Отечество жизнь положивших при взятии Казани. В 1594 году — «Сказание о Казанской иконе Божией Матери и службу этой иконе». В 1598 году Митрополит составляет «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». Святитель очень досадовал на нестроение церковных служб, обличал и священников за нарушения устава, и мирян за неблагоговейное отношение к богослужениям. Проявлял себя владыка Ермоген и как активный миссионер: множество татар его стараниями были приведены к истинному свету Христа. Причём, новообращённых из бывших мусульман он расселял в русские слободы, чтобы исключить общение с прежними собратьями по вере. В 1595 году Митрополит участвовал в открытии мощей сразу двух святителей: Гурия и Варсонофия, а так же лично составил их первые краткие жития.

Владыка Ермоген был одной из самых заметных фигур своего времени в России. А время это было непростым… Далёкий поначалу от политических распрей эпохи Бориса Годунова, в 1605 году Митрополит Казанский был неожиданно вызван в Москву. Новый царь Димитрий Иоаннович, гораздо более известный как Лжедмитрий I или самозванец Гришка Отрепьев, приглашает его принять участие в работе Боярской думы. Впрочем, самозванство нового правителя в то время считалось скорее предположением, чем признанным фактом. Но приехав в Москву, Владыка Ермоген тут же показывает себя противником царя. Он выступает против избрания на патриаршество грека Игнатия, ставленника самого Лжедмитрия, требует православного крещения царицы Марины Мнишек, дочери польского воеводы и жены самозванца. Непокорство архиерея разгневало правителя. Он было уже приказал сослать строптивца обратно в Казань, но вскоре сам был убит заговорщиками, и приказ в исполнение так и не был приведён.

3 июля 1606 года Собор русских иерархов поставил святителя Ермогена Патриархом Московским. В это же время новым Царём избирается боярин Василий Иванович Шуйский (Василий IV). Новый Царь и новый Патриарх симпатизируют друг другу, Святейший Ермоген, как мог противился скорому свержению Василия, но так и не смог ничего изменить. После низложения царя именно Патриарх первым выдвигает идею избрания на престол Михаила Романова за три года до утверждения последней династии русских Самодержцев. Однако, обстоятельства складываются совсем иначе. Бояре избирают на престол сына польского короля Сигизмунда III Вазы. Кандидатура королевича Владислава патриарху явно была не по нраву. Но он был готов стерпеть на престоле хоть шведско-польского принца, лишь бы закончилась смута в его Отечестве. Единственные условия, на которых настаивал Святейший, состояли в православном крещении королевича и выводе польских войск из России. Поляки отказали. К слову, Сигизмунд так и не пустил сына в Москву, памятуя о печальной участи обоих Лжедмитриев, и предложил себя вместо него регентом для России (буквально – исполняющим обязанности Царя). Тогда Патриарх стал писать воззвания к русскому народу, поднимая его на борьбу с захватчиками. С декабря 1610 года поляки берут Святителя под арест, но и из темницы он находит способ передавать на волю свои грамоты и благословения народному ополчению, собранному для освобождения столицы. На следующий день после Пасхи 1611 года войско Минина и Пожарского подошло к стенам Московского кремля. Захватчики, имея Патриарха в качестве заложника, потребовали у него под страхом смертной казни приказать ополчению отойти от стен города. Ответ Святейшего по сей день поражает нас великим мужеством и силой духа: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру!» Но увидеть освобождение Москвы Патриарху Ермогену уже не довелось. Поляки заморили его голодом, и 17 февраля 1612 года душа его отошла ко Господу.

В 1652 году его мощи были перенесены из Чудова монастыря в Успенский собор, где пребывают и ныне. В 1913 году, в год трёхсотлетия династии Романовых, произошло общецерковное прославление Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца. Три года спустя были опубликованы акафист и служба Святителю. А уже в наши дни, 25 мая 2013 года благодарные потомки воздвигли памятник Патриарху Ермогену в Александровском саду у стен московского Кремля.

Иерей АЛЕКСИЙ Митрофанов